ФЭНДОМ

Выявление основных факторов отношения населения к своему здоровью, влияющих на состояние популяционного здоровьяПравить

В последнее время кроме экологических, климатических и медицинских факторов, на популяционное здоровье большое влияние оказывает отношение население к своему здоровью - то есть готовность вести здоровый образ жизни (правильный режим дня, здоровое питание, отказ от вредных привычек, поддержание спортивной формы и многое другое). Отношение населения к своему здоровью является одним из важных моментов в эффективном управлении системой охраны здоровья. Возникла необходимость создания методов, позволяющих оценить отношение населения к своему здоровью на основе данных показателей и выявить, какие показатели больше всего повлияли на изменение отношения к здоровью населения. Таким образом, в работе рассматривается сложная система состояния здоровья населения, которая в каждый период времени принимает различные значения показателей отношения людей к своему здоровью.

Сложная система представляет собой совокупность большого числа элементов, и обладает сложной структурой зависимостей между ними. Поскольку в работе состояние системы в каждый момент времени характеризуется числовыми и множественными показателями, то для анализа данной системы будем использовать метод двудольных множеств случайных событий, предложенный И.В. Барановой.

Основная идея метода заключается в представлении любой сложной системы с помощью двудольной эвентологической модели, в которй каждый элемент системы характеризуется двудольным множеством событий: его первая доля определяется случайными величинами, а вторая - случайными множествами событий. А затем анализ поведения элементов системы сводится к анализу эвентологических распределений соответствующих им двудольных множеств событий. Сравнение эвентологических распределений двудольных множеств событий предлагается осуществить с помощью вероятности сет-операции симметрической разности по Минковскому двудольных множеств событий.

В качестве практического примера в работе решается задача сравнения отношеия населения РФ к своему здоровью для пяти лет: 1996, 1998, 2000, 2002, 2006 годы. данные представлены реальной статистикой за указанные периоды. Также для данного практического примера выявляются показатели, оказавшие наибольшее влияние на различие между отношением к здоровью населения в указанные периоды.

Двудольное множество случайных элементов Править

В ситуации, когда поведение каждого элемента сложной системы, характеризуется данными, одна часть которых является числовой, а другая – множественной, объект, порождающий данную двудольную статистику, можно представить как объединение двух долей: случайных величин и случайных множеств событий. Первая доля – это случайные величины ξ, вторая – случайные множества событий К. Пусть А – множество индексов случайных величин, В – множество индексов случайных множеств. Тогда множество случайных величин $ \xi=\{\xi_{\alpha},\alpha\in A\} $, а множество случайных величин $ K=\{K_{\beta},\beta\in B\} $.

Определение 1. Множество случайных элементов $ \{\xi,K\} $, представимое в виде объединения этих двух долей , будем называть двудольным множеством случайных элементов. Одним из практических примеров статистик двудольных множеств,в которых их элементы являются либо случайной величиной, либо случайным множеством событий, является статистика показателей отношения населения к своему здоровью. Каждый показатель можем отнести либо к числовым (наличие домашних средств для диагностики, поддержания и восстановления здоровья), либо к множественным(источники информации о вопросах здоровья).

Двудольное множество случайных событий Править

Двудольное множество случайных событий представляет собой объединение двух множеств – множества событий, которое определяется случайными величинами и множество событий, которое определяется случайными множествами событий: $ \{\gamma,\chi\}=\{\gamma_{\alpha},\chi_{\beta},\alpha\in A,\beta\in B\} $

Метод двудольных множеств случайных событий Править

На практике сравнение элементов сложной системы затруднено из-за их большого числа и сложной структуры зависимости между ними. Но в методе двудольных множеств событий каждый элемент предложено свести к двудольному множеству случайных событий, зная их Э-распределения, можно проводить над ними любые действия с помощью сет операции по Минковскому. Вероятность сет-операции симметрической разности по Минковскому двух двудольных множеств событий является псевдометрикой между ними, поэтому можно применять ее для измерения расстояния между двудольными множествами событий.

Метод двудольных множеств событий в факторном анализе разнотипных данных Править

Пусть система состоит из n элементов. Каждый ее элемент харак-теризуется показателями, одни из которых являются числовыми, а другие ─множественными. Пусть $ S=\{s^{1}=\{Y^{1},X^{1}\},...,s^{n}=\{Y^{n},X^{n}\}\} $ - множество двудольных множеств случайных событий. Сравнение одновременно всех элементов из S происходит с помощью нахождения вероятности сет-операции симметрической разности по Минковскому над множеством двудольных множеств событий. $ P(\Delta_{s\in S^{S}})=\frac{1}{|s|}\sum_{s,t\in S}{P(s\Delta t)} $

Как и в случае попарного сравнения, показатели влияют на различие между группами в наибольшей степени, если они вкладывают наибольший вес в расстояние между эвентологическими распределениями двудольных множеств. Показатели с наибольшими значениями вероятности влияют на различие между элементами в большей степени (вносят больший вклад во внутрисистемное различие). Предложенная методика одновременного сравнения всех элементов системы есть в некото-ром смысле аналог сет-расстояния, введенного О.Ю.Воробьевым. Она позволяет выявлять внутрисистемное различие. Несомненными достоинствами нового метода являются возможность работы с разнотипными данными (в том числе и множественными) и учет вероятностных значений показателей, составляющих различие между элементами системы.

В работе предложенный метод факторного анализа применяются для выявления основных показателей, влияющих на отношение к здоровью населения РФ. Эта практическая задача основана на статистике показателей отношеия к здоровья населения за 1996 - 2006гг., предоставленной ВЦИОМ, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Институтом социологии РАН.

Описание статистики Править

В работе используются числовые показатели:

1.Домашние средства для диагностики, поддержания и восстановления здоровья(термометр, тонометр, лекарства и др.)

2.Привычки(отказ от вредных привычек, диеты, зарядка)

3.Индекс массы тела(недостаток, норма, лишний)

4.Состояние здоровья(хорошее, среднее, плохое)

Множественный показатель: Источники информации о здоровье.

Телевидение,газеты, книги и брошюры о здоровье,знакомые и друзья, специалисты, различные их комбинации.

Заключение Править

В курсовой работе был изучен метод двудольных множеств событий.

Решена задача сравнения состояний системы отношения к здоровью на основе имеющейся статистики за 1996 - 2006 годы. Выяснилось, что самое большое расстояние получается по методу двудольных множеств событий между 1996 и 2006 годами.

Решена задача факторного анализа методом двудольных множеств событий по имеющейся статистике: определение показателей, наиболее влияющих на улучшение отношения к здоровью населения. Такими показателями являются:

1.Правильное питание

2.Самостоятельное занятие спортом

3.Отказ от вредных привычек

4.Полноценный отдых

5.Лекарства против гриппа и простуды

6.Посещение спортзалов

7.Регулярное прохождение диспансеризации

8.Нелекарственные оздоровительные средства

ЛитератураПравить

1. Баранова, И.В. Применение метода двудольных множеств событий в факторном анализе сложных систем // Вестник Красноярского государственного университета: физико-математические науки. ─ Красноярск: КрасГУ, 2006. ─ Вып.9. ─ С. 124-131.

2. Баранова, И.В. Метод двудольных множеств событий в эвентологическом анализе сложных систем / О.Ю. Воробьев, И.В.Баранова. ─ Красноярск: Ин-т естеств. и гуманит. наук, 2007. ─ 132с.

3. Баранова, И.В. Метод двудольных множеств событий в эвентологическом анализе социально-экономических систем // Вестник Красноярского государственного университета: физико-математические науки. ─ Красноярск: КрасГУ, 2006. ─ Вып.1. ─ С. 142-152.

4. И.Б. Назарова Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы) / Социологические исследования. М., 2003. № 11. С. 57-69.

5. В.С.Тапилина Социально-экономический статус и здоровье населения Социологические исследования. М., 2004. № 3. С. 126-137.

6. И.Б.Назарова О здоровье населения в современной России Социологические исследования. М., 1998. № 11. С. 117-123.

7. Н.Е.Тихонова. Состояние здоровья среднего класса в России // Мир России. М., 2008. № 4. С. 90-95.

См. также Править

Внешние ссылки Править