ФЭНДОМ

2–ой Моско́вский госуда́рственный университе́т (2-й МГУ) - высшее учебное заведение в Москве (1918 - 1930).

Создан в 1918 году на основе Московских Высших Женских Курсов, впоследствии неоднократно подвергался реорганизациям, почти полностью изменившим его структуру. В 1930 году реорганизован в три самостоятельных вуза.

Создание университета Править

2-й Московский Государственный университет был организован в соответствии с постановлением коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР от 16 октября 1918 года путем преобразования Московских Высших Женских курсов (МВЖК), существовавших с 1872 года. Это было реализацией обсуждавшегося еще при Временном правительстве предложения о создании университета со смешанным составом студентов вместо чисто женского. Одновременно была проведена фактическая национализация МВЖК, ранее бывших общественным учебным заведением: во вновь образуемый 2-й МГУ был назначен особый правительственный комиссар. Вуз стал государственным.

Так же как и в других высших учебных заведениях, во 2-м МГУ в целях демократизации состава студентов отменялись вступительные экзамены, что привело к безмерному увеличению числа студентов при самом разнообразном (подчас крайне низком) уровне их подготовки; из идеологических соображений преобразовывался учебный процесс, случалось и прямое вмешательство учащихся, поддерживаемых партийными органами, в организацию и определение содержания обучения.

Первоначально в составе 2-го МГУ были: историко-филологический факультет, физико-математический факультет (с естественным, математическим и химико-фармацевтическим отделениями) и медицинский факультет. Но уже в 1919 году в ходе реорганизации московского высшего образования, проходившей по принципу сосредоточения подготовки кадров по каждой из специальностей в одном месте, истфил и большая часть физмата были переведены в 1-й МГУ и слиты с соответствующими его факультетами. В составе 2-го МГУ остался только медицинский факультет и химико-фармацевтическое отделение, преобразованное в химический факультет. Соответствующее решение было оформлено постановлением Наркомпроса РСФСР от 20 августа 1919 года.

В 1921 году во 2-м Московском государственном университете был организован педагогический факультет, в будущем определивший лицо университета.

Ректоры 2-го МГУ Править

Октябрь 1918 - октябрь 1919. Первым ректором 2-го МГУ был профессор Сергей Алексеевич Чаплыгин (1867 - 1942), бывший до того директором МВЖК, крупный ученый, математик и физик, один из основателей гидроаэродинамики.

Октябрь 1919 - май 1924. После реорганизации вуза в 1919 году пост ректора занял профессор Сергей Семенович Наметкин (1876 - 1950), выдающийся химик-органик, специалист в области химии нефти.

Май 1924 - 1930. В этот период университет возглавлял профессор Альберт Петрович Пинкевич (1883 - 1937), видный педагог и педолог, организатор системы народного образования.

Педфак 2-го МГУ Править

Химфак 2-го МГУ Править

Профессора и преподаватели Править

Во 2-м МГУ работали многие яркие ученые и практики образования. Состав преподавателей очень сильно изменился после перевода двух факультетов в 1-й МГУ в 1919 году, что разрушило преемственность в преподавании многих предметных дисциплин. Ниже перечислены некоторые профессора, оставившие заметный след в истории науки и (или) образования.

Реорганизация университета Править

Приказом Народного Комиссариата Просвещения № 234 от 18 апреля 1930 г. в соответствии с постановлением правительства Союза ССР 2–ой Московский государственный университет был реорганизован:

  1. из медфака — самостоятельный мединститут (ныне Российский государственный медицинский университет),
  2. из химфака — самостоятельный химико-технологический институт (ныне Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова),
  3. из педфака — самостоятельный пединститут (ныне Московский педагогический государственный университет).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики