Wikia

Наука

Вторая космическая скорость

Обсуждение0
14 244статьи на этой вики

Втора́я косми́ческая ско́рость (параболи́ческая ско́рость, ско́рость убега́ния) — наименьшая скорость, которую необходимо придать обьекту (например, космическому аппарату) масса которого пренебрежимо мала относительно массы небесного тела (например, планеты) для преодоления гравитационного притяжения этого небесного тела.

Вторая космическая скорость определяется радиусом и массой небесного тела, поэтому она своя для каждого небесного тела (для каждой планеты) и является его характеристикой. Для Земли вторая космическая скорость равна 11,2 км/с. Тело, имеющее у поверхности Земли такую скорость, покидает Землю и становится спутником Солнца.

Параболической вторая космическая скорость называется потому, что тела, имеющие вторую космическую скорость, движутся по параболе.

Вывод формулы Править

Для получения формулы второй космической скорости удобно обратить задачу — спросить, какую скорость получит тело на поверхности планеты, если будет падать на неё из бесконечности. Очевидно, что это именно та скорость, которую надо придать телу на поверхности планеты, чтобы вывести его за пределы её гравитационного влияния.

Запишем закон сохранения энергии

\frac{mv_2^2}{2}-G\frac{mM}{R}=0

где слева стоят кинетическая и потенциальная энергии на поверхности планеты (потенциальная энергия отрицательна, так как точка отсчета взята на бесконечности), справа то же, но на бесконечности (покоящееся тело на границе гравитационного влияния — энергия равна нулю). m — масса тела, M — масса планеты, R — радиус планеты, G — гравитационная постоянная, v2 — вторая космическая скорость.

Разрешая относительно v2, получим

v_2=\sqrt{2G\frac{M}{R}}

Между первой и второй космическими скоростями существует простое соотношение:

v_2=\sqrt{2}v_1

Связь с реальной космонавтикой Править

Следует отметить, что величина второй космической скорости имеет скорее теоретическое значение. Оно показывает, с какой скоростью надо выстрелить снаряд на поверхности невращающейся планеты без атмосферы, чтобы удалить его из зоны гравитационного влияния планеты. Очевидно, что это мало применимо к ситуации в реальной космонавтике.

См. также Править

bg:Втора космическа скорост cs:Úniková rychlost da:Undvigelseshastighed de:Fluchtgeschwindigkeit en:Escape velocity eo:Eskapa rapido es:Velocidad de escape eu:Ihes-abiadura fi:Pakonopeus fr:Vitesse de libération he:מהירות מילוט hr:Brzina oslobađanja hu:Szökési sebesség it:Velocità di fuga ja:宇宙速度 nl:Ontsnappingssnelheid nn:Unnsleppingsfart pl:Prędkość ucieczki pt:Velocidade de escape sk:Úniková rýchlosť sl:Ubežna hitrost sv:Flykthastighet vi:Tốc độ vũ trụ cấp 2 zh:宇宙速度

Викия-сеть

Случайная вики