ФЭНДОМ

Восточная марка (нем. Ostmark; лат. Marchia orientalis) — раннефеодальное государство в IXXII веках в юго-восточной Германии, предшественник герцогства Австрия. Начиная с конца X века использование для этого государства названий Восточная марка и маркграфство Австрия является равнозначным.

Впервые попытка создания буферного графства на границе со славянскими землями была предпринята в начале IX века. После войн Карла Великого с аварами рубежи франкских земель были продвинуты далеко на восток. Территория по Дунаю до Венского леса, населённая после Великого переселения народов преимущественно славянами, вошла в состав Баварского герцогства. На этих землях была сформирована так называемая Баварская восточная марка, главной задачей которой стала немецкая колонизация, христианизация и охрана границ от славянских набегов. К югу от Восточной марки были также образованы марки и княжества (Штирия, Каринтия, Крайна, Истрия), которые служили буферной зоной между Германией и южными славянами. В 870-х гг. Баварская и другие марки были объединены под властью Арнульфа Каринтийского, ставшего в 896 г. императором Священной Римской империи.

В 892 г. в Среднее Подунавье переселились венгры, которые стали представлять более серьёзную угрозу для империи, чем славяне. В 907 г. в битве у Пресбурга (ныне Братислава) немецкие войска были наголову разбиты венгерской армией, что привело к завоеванию венграми территории до Энса и падению Баварской марки. Венгерские набеги на Германию продолжались до середины X века. Лишь в 955 г. в сражении на Лехе германский император Оттон I Великий одержал решающую победу и освободил территорию Австрии. Около 960 г. из состава Баварии вновь была выделена Восточная марка. В это время её территория охватывала западную часть современной земли Нижняя Австрия и восточную часть Верхней Австрии. Целью создания этого княжества было организация более эффективной обороны границы Германии с венгерскими землями.

В 976 г. маркграфом Восточной марки стал Леопольд I, основатель династии Бабенбергов, которая правила в Австрии до 1246 г. При его преемниках территория марки расширилась в восточном направлении до реки Лейта, за счет земель, отвоёванных у венгров. В 996 г. впервые упоминается старо-немецкое название марки Ostarrîchi. От него произошло современное наименование Австрия (нем. Österreich).

Восточная марка, или маркграфство Австрия, оставалось под номинальным сюзеренитетом Баварии до 1156 г., когда император Фридрих I Барбаросса даровал государству статус герцогства и независимость от Баварии. С этого момента название Восточная марка уже не применялось к Австрии.

См. такжеПравить

en:Ostmark fr:Ostmark fy:Ostmark (gebiet) nl:Ostmark (gebied) no:Ostmark

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики