ФЭНДОМ

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью, измеряемыми в промилле.

Режим воспроизводства населения Править

Процесс самосохранения населения в ходе его непрерывных изменений называют воспроизводством населения, и именно он образует предмет демографии как науки. Воспроизводство населения — постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей, через рождения и смерти. Совокупность параметров, определяющих этот процесс, называется режимом воспроизводства населения. Параметрами, определяющими воспроизводство населения, являются рождаемость и смертность, представленные в виде своих измерителей.

Коэффициенты воспроизводства населения Править

Брутто-коэффициент воспроизводства населения Править

Брутто-коэффициент воспроизводства населения — число девочек, которое в среднем родит каждая женщина за весь репродуктивный период. Он равен суммарному коэффициенту рождаемости, умноженному на эту долю девочек среди новорожденных.

Брутто козффициент воспроизводства населения равен суммарному коэффициенту рождаемости, умноженному на эту долю девочек среди новорожденных:

R = \Delta \times TFR = \Delta\ \times \sum_{15}^{49} ASFR_x

R — брутто-коэффициент воспроизводства
TFR— суммарный коэффициент рождаемости
ASFR_x — повозрастные коэффициенты рождаемости
\Delta — доля девочек среди новорожденных

В случае если расчет ведется по 5-летним интервалам, а именно данные такого рода обычно доступны, то формула расчета брутто-коэффициента воспроизводства имеет доплнительный множитель 5 в своей последней части.

Нетто-коэффициент воспроизводства населения (коэффициент Бёка—Кучински) Править

Иначе Нетто-коэффициент воспроизводства населения называют чистым коэффициентом воспроизводства населения. Он равен среднему числу девочек, рожденных за всю жизнь женщиной и доживших до конца репродуктивного периода при данных уровнях рождаемости и смертности.

Нетто-коэффициент воспроизводства населения рассчитывается по следующей приближенной формуле (для данных по 5-летним возрастным группам):

R_0 = 5 \Delta\ \sum_{15}^{49} \frac{5ASFRX}{1000} \times \frac{5Lx}{l_0}

Все обозначения те же, что и в формуле для брутто-коэффициента 5Lx и l_0 — соответственно числа живущих на возрастном интервале (x + 5) лет из таблицы женской смертности, а l_0 — её корень. Множитель 1000 в знаменателе дроби добавлен для того, чтобы рассчитать нетто-коэффициент на одну женщину.

Истинный коэффициент естественного прироста Править

Нетто-коэффициент воспроизводства населения (R_0) показывает, что численность стабильного населения, соответствующего реальному с данными общими коэффициентами рождаемости и смертности, которые принимаются неизменными, изменяется (т. е. увеличивается или уменьшается) в R_0 раз за время Т, то есть за длину поколения. Учитывая это и принимая гипотезу экспоненциального роста (убыли) населения, можно получить следующее соотношение, связывающее нетто-коэффициент и длину поколения:

R_0 = e^{rT} \to \ T = \frac{ln R_0}{r} \times u \to \ r = \frac{ln R_0}{T}

Исторические типы воспроизводства населения Править

  • архетип
    • рост и рождаемости, и смертности
    • смертность настолько высока, что численность народов уменьшается

Характерен для первобытного общества. Примером служат племена индейцев.

  • традиционный
    • повышение рождаемости и снижение смертности
    • низкая средняя продолжительность жизни
    • традиционная многодетность
    • высокая смертность — следствие низкого уровня жизни людей, тяжелого труда, плохого питания, недостаточного развития медицины

Распространен в аграрном обществе, характерен для слаборазвитых стран — Нигерия, Бангладеш, Эфиопия).

  • «переходный»
    • уровень смертности снижается до 6-10 ‰ из-за успехов медицины
    • традиционно высокая рождаемость сохраняется
    • очень высокий прирост населения — 2,5-3 ‰ в год

Характерен для Мексики, Бразилии и др. — именно за счет них в конце XX века наблюдаются высокие темпы роста населения в мире.

  • современный
    • низкая рождаемость, связанная с сознательным регулированием размера семьи
    • на уровне смертности сказывается прежде всего высокий процент пожилых лиц

Тип воспроизводимости индустриального общества. Характерен для экономически развитых стран с высоким уровнем жизни и культуры населения.

Шаблон:Socio-stub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики