ФЭНДОМ

Волконскоит — минерал из группы каолина, подкласса листовых силикатов промежуточного между монтмориллонитом и нонтронитом состава: CaО3(Cr,Mg,Fe)2(Si,Al)4O10(OH)2×4H2O. Син: "гекторит", "монтмориллонит хромистый".

Свойства Править

Твердость 2-2,5, плотность 2. Сравнительно редкий минерал изумрудно-зеленого, травянисто-зеленоватого до грязно-зеленого цвета. Встречается коричневого и черного цветов. Химически минерал устойчив, непрозрачен, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Образует сплошные плотные скрытокристаллические масссы. Гидроскопичен, легко поглощает воду, при высыхании растрескивается.

История открытия Править

Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Волконского и дочери одного из героев Бородинской битвы генерала Раевского.

Происхождение Править

Происхождение экзогенное. Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащенных хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворенными в воде железом, кремнеземом и глиноземом данный материал.

Месторождения Править

Встречается в виде прожилков и желваков среди глин, известен всего в нескольких пунктах Земного шара. Наиболее значительные по размерам залежи этого минерала известны в России, в Пермской области. Также встречается в Удмуртии, Кировской области.

Применение Править

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкого цвета (волконскоитовая краска) с высокой лессировочной способностью. После высыхания краска образует пленку, стойкую к внешним воздействиям, нерастворимую в воде и органических растворителях, не изменяет цвета под действием сероводорода и сернистых газов.

Иконописцы еще за столетия до официального открытия этого минерала использовали его в изготовлении красок (волконскоитовых красок), которые сохранили свой цвет на столетия, например на широко известной иконе "Святые апостолы Петр и Павел" из Новгородского Софийского Собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета, с использованием данного минерала. В те времена, данный минерал за свои способности, ценился на вес золота . Пабло Пикассо пользовался в своих работах красками с применением волконскоита.

Кроме применения волконскоита в производстве художественных красок, он может применяться и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500°С). Хорошо проводится совмещение пигмента с разбеливающими агентами (оксид титана, оксид цинка и др.)

Волконскоит может успешно использоваться как адсорбент при очистке и рафинировании масел, как пермутит для устранении жесткости воды. Покрытия с применением волконскоита повышают адгезионные свойства поверхности покрытия, дают хорошую матовую поверхность и имеют приятный шелковистый цвет.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики