ФЭНДОМ

Владимир Германович Богораз (псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан; известен также как Тан-Богораз; 15 (27) апреля 1865, Таганрог10 мая 1936, по пути к Ростову-на-Дону) — революционер, писатель, выдающийся этнограф и лингвист (специалист по чукчам и другим палеоазиатским народам).

Биография Править

Родился в семье учителя. При рождении было дано еврейское имя Натан, при крещении в подростковом возрасте — имя Владимир и отчество Германович. Псевдоним «Н. А. Тан» образован от имени Натан. Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией.

С 1881 входил в народовольческие кружки. С 1885 примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 был сослан на 10 лет в Средне-Колымск. В ссылке стал заниматься этнографией. Около трёх лет (18951897) кочевал среди чукчей. С 1896 начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы — «Чукотские рассказы» — появилась в 1899, а в 1900 — первая книга стихов («Стихотворения»).

В 1899 уехал в США, гда работал куратором этнографической коллекции Американского музея естественной истории (г. Нью-Йорк) и подготовил к печати получившие всемирное признание монографии по этнографии и мифологии чукчей. В 1905 — один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 — член «Трудовой группы» в Государственной думе. В это время написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.).

После Великой Октябрьской социалистической революции в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как типичный сменовеховец.

В годы 19251926 пережил решительный кризис и, хотя с запозданием, все же принял пролетарскую революцию.

Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, профессор Института народов Севера и ряда ленинградских вузов, вёл обширную исследовательскую и педагогическую работу. В последние годы был директором Музея религии и атеизма (располагавшегося в здании Казанского собора в Ленинграде).

Беллетристическую деятельность возобновил в 1928.

Наследие Править

В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу этнограф, не только по материалу («Чукотские рассказы», историко-этнографические романы «Жертвы дракона», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма.
Файл:Bogoraz old.jpg
Произведения советского периода также этнографичны. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями.

Известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенкского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря.

Библиография Править

Литература:

  1. Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПБ, 1900; изд. Н. Глаголева, СПБ, [1906]; изд. «Просвещение», СПБ, 1910;
  2. Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I—XII, СПБ, 1910—1911;
  3. Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I—IV, М. — Л., 1928—1929;
  4. Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. — Л., 1928; изд. ЗиФ, М. — Л., 1930;
  5. Северная охота, изд. «Молодая гвардия», М., 1931;
  6. Колымские рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1931;
  7. USA (Люди и нравы Америки), изд. «Федерация», М., 1932;
  8. Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935.

Язык и Фольклор:

  1. Труды по языку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, «Известия Акад. наук», т. 10, № 3, СПБ, 1899;
  2. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПБ, 1900;
  3. Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПБ, 1901;
  4. Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, «Живая старина», кн. 70/71, Пб., 1909;
  5. Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л., 1931;
  6. Чукчи. Авторизованный перевод с английского. Часть I. Л., 1934 (XXX+192 cтр.);
  7. Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. — Л., 1937;
  8. Чукчи. Религия. Авторизованный перевод с английского. Часть II. Л. 1939 (XI + 195 стр., 4 табл.);
  9. Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden — N. Y., 1904, 1910;
  10. The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee — Handbook of American Indian Languages, p. 2, Washington, 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute);
  11. The Eskimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden — N. Y., 1913

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

См. также Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики