ФЭНДОМ

Владимир Михайлович Алпатов (род. в 1945 году) — доктор филологических наук, автор более 200 работ по лингвистике, учебника История лингвистических учений.

Окончил МГУ (отделение теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета) в 1968 году. С 1972 работает в институте востоковедения РАН, в настоящее время заместитель директора. C 1993 года читает в МГУ (ОТиПЛ) и РГГУ курс «История лингвистических учений».

Область исследований Править

Исследует восточные языки (в особенности японский), участвовал в работе над коллективной монографией «Части речи. Теория и типология». В его кандидатской и докторской диссертациях материал японского языка используется для постановки более общих теоретических вопросов о природе слова и морфемы, грамматической категории, агглютинации и нек. др. известных проблем общей морфологии и теории грамматики.

К важнейшей части научных интересов В. М. Алпатова относится история языкознания (особенно отечественного). В этой области он является одним из ведущих специалистов современной России. Работы В. М. Алпатова отличаются фактической подробностью и установкой на беспристрастный, взвешенный подход. Он автор выдержавшего несколько переизданий учебного пособия по истории лингвистических учений, охватывающего в кратких очерках эпоху от зарождения первых лингвистических знаний до середины XX столетия. Не менее существенны исследования В. М. Алпатова по истории российской лингвистики советского периода: ему принадлежат монографии о лингвистических взглядах М. М. Бахтина и В. Н. Волошинова, о судьбе славистов в эпоху большого террора (совместно с Ф. Д. Ашниным) и, наконец, о личности Н. Я. Марра и судьбе его «нового учения о языке». В этих исследованиях не только собрано множество фактов, но и последовательно проводится и аргументируется взвешенная точка зрения, противостоящая как узкопартийным взглядам сторонников какой-либо одной теории или концепции, так и вненаучному мифотворчеству, получившему столь большое распространение в российском обществе в последнее время. Работы В. М. Алпатова по истории науки, рассчитанные на достаточно широкий круг читателей, играют важную общественную и публицистическую роль, отстаивая позиции научной идеологии.

Среди работ В. М. Алпатова немалое место занимают и исследования по социолингвистике, касающиеся языковой ситуации в Японии, а также языковой политики в СССР на разных этапах его существования. Он также автор научно-популярных книг о Японии.

Работы Править

  • Категории вежливости в современном японском языке.— М.: Наука, 1973.
  • Структура грамматических единиц в современном японском языке.— М.: Наука, 1979.
  • Методические указания по курсу «Лексикология японского языка».— Владивосток: ДВГУ, 1981.
  • Языкознание в Японии. Сборник переводов. [Редактор; вступительная статья и комментарии.] — М.: Радуга, 1983.
  • Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов.— М.: Просвещение, 1983.
  • Япония. Язык и общество [Составитель и участник сборника].— М.: Наука, 1988.
  • Изучение японского языка в России и СССР.— М.: Наука, 1988. [Японский перевод: Токио: Изд-во университета Токай, 1992.]
  • Теоретическая грамматика японского языка.— М.: Военный университет, 1990.
  • Части речи. Теория и типология [Составитель и участник сборника].— М.: Наука, 1990.
  • История одного мифа.— Марр и марризм. М.: Наука, 1991.
  • Дело славистов: 30-е годы.— М.: Наследие, 1994 (совместно с Ф. Д. Ашниным).
  • Николай-Николас Поппе.— М.: Восточная литература, 1996.
  • 150 языков и политика: 1917–1997.— М.: Институт востоковедения РАН, 1997.
  • История лингвистических учений: Учебное пособие.— М.: Языки славянской культуры, 1998; 2-е изд., 2001.
  • Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Языки славянской культуры, 2005.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики