ФЭНДОМ

Норберт Винер
Ошибка скрипта
Ошибка скрипта
Дата рождения:

Ошибка скрипта

Место рождения:

Ошибка скрипта

Дата смерти:

Ошибка скрипта

Место смерти:

Ошибка скрипта

Страна:

Ошибка скрипта

Научная сфера:

Ошибка скрипта

Место работы:

Ошибка скрипта

Учёная степень:

Ошибка скрипта

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Ошибка скрипта

Научный руководитель:

Ошибка скрипта

Известные ученики:

Ошибка скрипта

Известен как:

основоположник кибернетики

Награды и премии:

Ошибка скрипта

Сайт:

Ошибка скрипта

Подпись:

Ошибка скрипта

Wikisource-logo [[Ошибка скрипта|Произведения]] в Викитеке
Ошибка скрипта
Ошибка скрипта

Но́рберт Ви́нер (англ. Norbert Wiener; 26 ноября 1894, Колумбия, штат Миссури, США18 марта 1964, Стокгольм, Швеция) — американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.

Биография Править

Норберт Винер родился в еврейской[1] семье. Он был первым ребенком Лео Винера и Берты Кан. Отец учёного, Лео Винер (1862—1939), потомок Маймонида, родился в городе Белосток Российской империи, учился в Минской, а затем Варшавской гимназии, поступил в Берлинский технологический институт, после окончания второго курса которого переехал в США, где в итоге стал профессором на кафедре славянских языков и литературы в Гарвардском университете. Родители матери, Берты Кан, были выходцами из Германии.

В 4 года Винер уже был допущен к родительской библиотеке, а в 7 лет написал свой первый научный трактат по дарвинизму. Норберт никогда по-настоящему не учился в средней школе. Зато 11 лет отроду он поступил в престижный Тафтс-колледж, который закончил с отличием уже через три года, получив степень бакалавра искусств.

В 18 лет Норберт Винер получил степени доктора философии по математической логике в Корнельском и Гарвардском университетах. В девятнадцатилетнем возрасте доктор Винер был приглашён на кафедру математики Массачусетского технологического института.

В 1913 году молодой Винер начинает своё путешествие по Европе, слушает лекции Б. Рассела и Г. Харди в Кембридже и Д. Гильберта в Гёттингене[2]. После начала войны он возвращается в Америку. Во время учёбы в Европе будущему «отцу кибернетики» пришлось попробовать свои силы в роли журналиста околоуниверситетской газеты, испытать себя на педагогическом поприще, прослужить пару месяцев инженером на заводе.

В 1915 году он пытался попасть на фронт, но не прошёл медкомиссию из-за плохого зрения.

С 1919 года Винер становится преподавателем кафедры математики Массачусетского технологического института.

В 1920—1930 годах он вновь посещает Европу. В теории радиационного равновесия звёзд появляется уравнение Винера-Хопфа[3]. Он читает курс лекций в пекинском университете Цинхуа. Среди его знакомых — Н. Бор, М. Борн, Ж. Адамар и другие известные учёные.

В 1926 году женился на Маргарет Енгерман.

Перед второй мировой войной Винер стал профессором Гарвардского, Корнельского, Колумбийского, Брауновского, Геттингенского университетов, получил в собственное безраздельное владение кафедру в Массачусетском институте, написал сотни статей по теории вероятностей и статистике, по рядам и интегралам Фурье, по теории потенциала и теории чисел, по обобщённому гармоническому анализу…

Во время второй мировой войны, на которую профессор пожелал быть призванным, он работает над математическим аппаратом для систем наведения зенитного огня (детерминированные и стохастические модели по организации и управлению американскими силами противовоздушной обороны). Он разработал новую действенную вероятностную модель управления силами ПВО.

«Кибернетика» Винера увидела свет в 1948 году[4]. Полное название главной книги Винера выглядит следующим образом «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

За несколько месяцев до смерти Норберт Винер был удостоен Национальной научной медали США, высшей награды для человека науки в Америке. На торжественном собрании, посвящённом этому событию, президент Джонсон произнёс: «Ваш вклад в науку на удивление универсален, ваш взгляд всегда был абсолютно оригинальным, вы потрясающее воплощение симбиоза чистого математика и прикладного учёного».

Норберт Винер скончался 18 марта 1964 года в Стокгольме.

Награды Править

Получил пять научных наград (в том числе и Национальную премию в области науки, вручённую ему президентом США) и степень почетного доктора философии в трёх университетах.

Награды: Стипендия Гуггенхайма (1926-27), Премия имени Бохера (1933), Гиббсовская лекция (1949), Национальная научная медаль США (1963), National Book Award[en] (1965) [5]

Stamp of Moldova 148

Почтовая марка Молдовы, 2000 год

Память Править

В честь Норберта Винера в 1970 г. назван кратер на обратной стороне Луны.

Н. Винер о социальных последствиях автоматизации Править

Представим себе, что вторая революция завершена. Тогда средний человек со средними или ещё меньшими способностями не сможет предложить для продажи ничего, за что стоило бы платить деньги. Выход один — построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи. Для строительства такого общества потребуется большая подготовка и большая борьба, которая при благоприятных обстоятельствах может вестись в идейной плоскости, а в противном случае — кто знает как?[6]

Примечания Править

  1. Norbert Wiener. Проверено 25 марта 2014.
  2. Я - математик, 1967, с. 17
  3. Я - математик, 1967, с. 139
  4. Norbert Wiener. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. (Hermann & Cie Editeurs, Paris, The Technology Press, Cambridge, Mass., John Wiley & Sons Inc., New York, 1948)
  5. John Simon Guggenheim Foundation | Norbert Wiener
  6. Кибернетика или управление и связь в животном и машине, 1968, с. 77

См. также Править

Публикации на русском языке Править

В СССР перевод «Кибернетики» Винера на русский язык, под редакцией Г. Н. Поварова, вышел в 1958 году, второе издание (с учётом расширенного американского издания) — в 1968 году, потом оно неоднократно переиздавалось.

  • Н. Винер. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1958
  • Современная математика для инженеров, сб. под ред. Э. Беккенбаха, 1958, М., ИЛ, 500 стр. // Н. Винер Гл. 8. Теория предсказания, стр. 185—215
  • Н. Винер. Нелинейные задачи в теории случайных процессов. М.: ИЛ, 1961, 158 стр. с илл.
  • Н. Винер. Управление и связь в животном и машине. Новые главы кибернетики. М.: Советское радио, 1963
  • Н. Винер. Я — математик. М.: Наука, 1964, В 48 51 (09) УДК 510 (092), 354 стр. с илл., тир. 50000 экз.
  • Н. Винер. Интеграл Фурье и некоторые его приложения. М.: Физматлит, 517.2 В 48, 256 стр. с илл., тир. 16000 экз.
  • Н. Винер. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Советское радио, 1968
  • Н. Винер. Творец и Будущее. М., АСТ, 2003, 732 стр., тир. 5000 экз., ISBN 5-17-019210-X

Другие русские издания работ Винера Править

Литература Править

  • Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. — М.: Советское радио, 1968. — 325 с.
  • Норберт Винер. Я - математик. — М.: Наука, 1967. — 353 с.

Ссылки Править

Wikiquote-logo
В Викицитатнике есть страница по теме
Винер, Норберт 1

Ошибка скрипта

Новая статья Править

Комментарии к: Править

Внутренний поиск файла изображения по памяти Править

Внутренний поиск Править

Внешний поиск по URL Править

Можно также создавать ссылки, которые используют возможности данного расширения, но без самого поля на странице.

Например, http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit откроет новую страницу «Тестовая страница» и загрузит в неё содержимое страницы Справка:Inputbox.

Можно открывать страницы с настраиваемым сообщением вверху страницы. Например: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&editintro=Шаблон:Политика&action=edit загрузит пустую страницу с шаблоном Шаблон:Политика сверху окна редактирования.

Можно сочетать эти два параметра и открыть новую страницу с сообщением Шаблон:Политика вверху и содержимым Справка:Inputbox в загруженном окне: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit&editintro=Шаблон:Политика

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики