ФЭНДОМ

Борис Андреевич Вилькицкий (22.3(3.4) 1885, Пулково, — 6 марта 1961, Брюссель) — русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики.

БиографияПравить

Родился в семье Андрея Ипполитовича Вилькитского. Закончил Морской кадетский корпус (1904), в чине мичмана участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. на кораблях эскадры Тихого океана. В 1908 г. окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация). В 1908-1912 гг. выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке.

В начале 1913 г. капитан 2-го ранга Вилькицкий назначен командиром ледокольного парохода "Таймыр" и помощником начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Ледокольным пароходам "Таймыр" и "Вайгач" предстояло выполнить съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана, выявить возможности мореплавания по Северному морскому пути. Из-за внезапной болезни начальника экспедиции, полковника корпуса флотских штурманов И.С.Сергеева, морской министр в июле 1913 г. возложил руководство на Вилькицкого. В 1913 экспедиция открыла Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского. В 1914—1915 годах совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новые острова Новопашенного (ныне — Острова Жохова).

В 1915-1917 годах Вилькицкий командовал эсминцем "Летун", участвовал в боевых действиях на фронтах мировой войны на Балтийском море. В 1917-1918 годах капитан 1-го ранга Вилькицкий - дежурный офицер оперативного отделения Службы связи Балтийского флота. В июне 1918 г. он был назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в европейскую часть России.

Находился в распоряжении антисоветского правительства Верховного управления Северной области (во главе с членом Учредительного собрания Н. В. Чайковским), которое в 1919 году присвоило Вилькицкому звание контр-адмирала. При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19—21 февраля 1920 руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом «Косьма Минин» с пассажирами на борту и буксируя яхту «Ярославна» в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий, приняв под свою команду еще пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли из Мурманска, 26.02.1920 адмирал Вилькицкий привел корабли с солдатами белой армии и беженцами в Норвегию. Преодолев при выходе из Архангельска ледовые поля и длительное преследование и погоню (с артиллерийским обстрелом) кораблями Красного флота, отряд адмирала Вилькицкого 26.02.1920 вошел в фиорд порта Тромсё. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию привел свой ледокольный пароход «Косьма Минин» и сопровождавшие его пароходы на Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота Русской армии генерала Врангеля.

В феврале 1920 г. эмигрировал в Англию, где жил и работал до 1922 г. Именем Вилькицкого были названы острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Амудсена в 1919 году. Находясь за рубежом, Вилькицкий продолжал интересоваться проблемами русского Севера, высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923-1924 по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций, был начальником морской части этих предприятий, обеспечил успешный переход больших групп транспортных судов и грузовые операции.

С 1925 года - вновь в Англии, где состоял на службе в частных судовладельческих компаниях. Затем переехал в Африку и трудился гидрографом в Бельгийском Конго. Умер в Брюсселе в 1961 году.

СсылкиПравить

en:Boris Vilkitsky

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики