ФЭНДОМ

Вепрь Ы — мифическое животное из произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом», персонаж арканарского фольклора, печень которого обладает магическими свойствами[1].

Описание Править

Несмотря на связанные с ним легенды, вепрь Ы, вероятно, имеет прототипом реальное животное Запроливья. Обитает в Икающем лесу. Свиреп, в разъярённом состоянии громко рычит, в более спокойном — иногда издаёт бормочущие звуки. Неуязвим для железа, но легко пробивается костью. Также часто называется «голым вепрем Ы», вероятно, потому что практически лишён волосяного покрова. Согласно легендам, проклят святым Микой[2].

Сушёная селезёнка вепря Ы, имеющая гнилостный вкус, используется для приготовления лекарственных снадобий (об этом упоминается в сочинении доктора Будаха «О травах и иных злаках, таинственно могущих служить причиною скорби, радости и успокоения, а равно о слюне и соках гадов, пауков и голого вепря Ы, таковыми же и многими другими свойствами обладающих»)[3].

Биолог[4] и фантаст[5] Сергей Ястребов подчёркивает, что поскольку о вепре всерьёз говорит доктор Будах — он не является чисто мифическим существом. Он предполагает, что это крупное, неуклюжее животное, внешне относящееся к копытным, представляет собой слабоспециализированное млекопитающее «палеогенового блока» или даже звероящера[6].

В других произведениях Править

Вепрь Ы появляется также в рассказе А. Хакимова «Посетитель музея» из сборника «Время учеников»[7]

Происхождение названия Править

Анализируя названия, данные Стругацкими для своих героев и для прочих элементов произведения «Трудно быть Богом», в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Бочкова О. С. отмечает, что названия «вепрь Ы», «зверь Пэх» относятся к классу «фонологических новообразований, то есть искусственно создаваемых конфигураций звуков». Вообще же, многие имена в этом романе были сконструированы по аналогии со слоговой японской азбукой пятидесятизвучия, которая обычно используется для транслитерации иероглифов на русский язык: Рэ-ба, Цу-рэ-н, Ки-ун, Ру-ма-та[8][9].

Культурное влияние Править

На десятом Всемирном дне поэзии прошел вечер «От Пятачка до вепря Ы», входящий в цикл мероприятий Крымского клуба «Зоософия»[1][10].

Говоря про комедийный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонида Гайдая и про «голого Вепря Ы» из миров братьев Стругацких, писатель Андрей Балабуха отмечает большую роль «ы» в отечественном искусстве.[11]

В компьютерной игре жанра RPG «Трудно быть богом» компании Акелла голый вепрь Ы присутствует в качестве одного из монстров, а также (если персонаж владеет соответствующими навыками) — сырья для лечебных зелий[12].

См. также Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Игорь Сид Всемирный день поэзии → Свиное в литературе и в жизни // Журнал Октябрь. — 2009. — № 7.
  2. Икающий лес, Словарь фантастики
  3. Борисов В.И. «М—Я» // Миры братьев Стругацких: энциклопедия. — М.: АСТ, 1999. — Т. 2. — С. 415. — 558 с. — ISBN 5-2370-1562-X.
  4. С. А. Ястребов. Происхождение хордовых: современный взгляд на проблему. batrachos.com (10 июня 2012). Проверено 19 июня 2012. Архивировано из первоисточника 26 сентября 2012.
  5. Фантастика: кто есть кто, Янковский—Ячейкин
  6. Черное зеркало Земли. К вопросу о глобальной истории планеты Аврора, Сергей Ястребов
  7. Чертков А. Время учеников 3. — М.: АСТ, 2000. — 541 с. — (Миры братьев Стругацких). — ISBN 5-1700-0541-5.
  8. Бочкова Ольга Сергеевна. Категории модальности, времени и пространства в жанре НФ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Саратов, 2006.
  9. Бочкова Ольга Сергеевна Новообразования в научной фантастике как способ реализации авторской модальности // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). Сборник материалов Международной научной конференции 29–31 марта 2007 г.. — С. 244.
  10. Елена Кашина (2009-04-30). "Поэтам подложили свинью. Чёрт у Гоголя – на самом деле свин". Независимая газета. Ex Libris. http://www.ng.ru/fakty/2009-04-30/3_pigs.html. Retrieved 2012-06-18. 
  11. Рассуждения вокруг «Ы», или Фантаст поневоле: (О творчестве М. Веллера) // Двести. — СПб., 1995. — № Г. — С. 37-46.
  12. Светлана Карачарова В центре внимания «Трудно быть богом» // Игромания. — 26.04.2005.

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики