ФЭНДОМ

Флор Васильев
FlorVasilev
Имя при рождении:

Флор Иванович Васильев

Место рождения:

Бердыши, Ярский район, Удмуртская АССР, РСФСР

Место смерти:

Ижевск, Удмуртская АССР

Род деятельности:

поэт

Язык произведений:

удмуртский, русский

Дебют:

«Стихи удмуртских поэтов» (1957)

Премии:

Государственная премия Удмуртской АССР (1978, посмертно)

Награды:

Орден «Знак Почета», 100 lenin rib

Флор Ива́нович Васи́льев (19 февраля 1934, Бердыши, Удмуртская АССР — 5 июня 1978, Ижевск) — советский удмуртский поэт-лирик. Лауреат государственной премии Удмуртской АССР (1978, посмертно), премии имени Комсомола Удмуртии (1967). Член Союза писателей СССР с 1964 года.

Биография Править

Родился Флор Иванович 19 февраля 1934 года в деревне Бердыши Ярского района Удмуртской АССР. Окончил начальную школу деревни Бердыши в 1945 году и 7 классов средней школы села Укан. В 1948 году был принят в Глазовское педучилище, после окончания которого работал учителем физкультуры, черчения и рисования в семилетней школе деревни яр с августа по сентябрь 1952 года. 1 октября был переведён на работу в редакцию глазовской газеты «Ленинский путь» как секретарь. 29 августа 1953 года он поступил в Глазовский педагогический институт, на факультет языка и литературы который окончил в 1958 году с отличием.

6 мая 1953 года Васильев был выбран секретарём Глазовского горкома ВЛКСМ, где работал до 2 декабря 1959 года. Потом был переведён в редакцию газеты «Ленинсикий путь» как заместитель директора. 9 мая переведён в редакцию газеты «Комсомолец Удмуртии». С 16 мая по 1 сентября 1962 года занимал должность заместителя редактора, по 1 июня — редактора газеты. Потом переведён на должность заместителя редактора газеты «Советская Удмуртия», где работал до 1 декабря 1968 года.

После многих просьб был переведён в Союз писателей Удмуртской АССР, где работал до 8 августа 1972 года на должности литературного консультанта, позже стал главой Союза. С 9 августа был назначен редактором журнала «Молот». Погиб в июне 1978 года в автомобильной катастрофе в Ижевске.

Политическая деятельность Править

Флор Васильев был активным комсомольским работником. В 1948 вступил в ВЛКСМ, где был избран сначала группкомсоргом, затем членом комитета ВЛКСМ Глазовского педучилища. С 1955 по 1958 — студент Глазовского пединститута, избирается секретарем комитета ВЛКСМ. Сразу после окончания института избран вторым секретарем Глазовского горкома комсомола. В течение жизни Флор Васильев был на должностях депутата Глазовского горсовета, члена Глазовского горкома КПСС, а с 1955 — член пленума обкома ВЛКСМ.

Творческая деятельность Править

Флор Васильев — автор стихов на удмуртском (7 сборников) и русском (5 сборников) языках. Его стихи печатались в журналах «Октябрь», «Юность», «Сельская молодёжь», «Урал», «Наш современник», «Дружба народов», «Знамя», «Молодая гвардия», «Огонек», «Смена», «Нева», в газетах «Правда», «Удмуртская правда», «Комсомолец Удмуртии», «Советская Россия», «Литературная газета», транслировались по Всесоюзному и местному радио.

Многие стихи переведены на разные языки — болгарский, венгерский, украинский, латышский, татарский, чувашский, якутский, коми и другие.

На русский язык стихотворения Флора Васильева переводили известные советские поэты С. Щипачёв, В. Солоухин, О. Поскрёбышев, А. Алдан-Семёнов, А. Жигулин, В. Савельев, Е. Храмов.

На украинский язык стихи Васильева переводил поэт-диссидент из Сум Николай Данько. Была сохранена переписка между поэтами, которая находится на учёте Сумского областного государственного архива.

Награды Править

Васильев был награждён орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд. В знак 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР, знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле». В 1967 году Васильеву была вручена премия имени Комсомола Удмуртии за книгу «Тон Ярис». В 1978 году поэту посмертно была присуждена Государственная премия Удмуртской АССР за сборники стихов «Времена года» и «Куар Усен толезе».

Библиография Править

Книги Править

  • Флор Васильев Лирика / Пер. с удм. — Ижевск: Удмуртия, 1967. — 128 с.
  • Флор Васильев Черёмуха: Стихи / Пер. с удм. — М.: Советский писатель, 1971. — 128 с.
  • Флор Васильев Минута: Стихи / Пер. с удм. — М.: Светская Россия, 1972. — 158 с.
  • Флор Васильев Единственное: Стихи / Пер. с удм. — Ижевск: Удмуртия, 1973. — 208 с.
  • Флор Васильев Светлая осень: Стихи / Пер. с удм. — М.: Современник, 1973; 2-е изд. 1985, — 144 с.
  • Флор Васильев Времена жизни: Стихи / Пер. с удм. — М.: Советский писатель, 1976. — 128 с.
  • Флор Васильев Река и поле: Стихи / Пер. с удм. — М.: Современник, 1978. — 296 с.
  • Флор Васильев Дороги: Стихи / Сост. В.Цыбин // Пер. с удм. — М.: Советская Россия, 1981. — 288 с.
  • Флор Васильев Вкус солнца: Стихи / Сост. З. Богомолова // Пер. с удм. — М.: Современник, 1983. — 302 с.
  • Флор Васильев Родное: Избранное / Пер. с удм. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 302 с.
  • Флор Васильев Тихие строки: Стихи / Пер. с удм. — М.: Советский писатель, 1987. — 320 с.
  • Флор Васильев Стихотворения: Стихи / Сост. авт. предисл. и указателя А. Ермолаев // Пер. с удм. — Ижевск: Инвожо, 2003. — 664 с. ISBN 5-89806-057-X
  • Флор Васильев Моя столица — Бердыши!: Стихи / Пер. с удм. — Ижевск: Анигма, 2009.
  • Флор Васильев Ошмес синмын учке музъем = Глазами чистых родников: Стихи в переводах на русский язык. — Ижевск: Удмуртия, 2016. — 128 с. ISBN 978-5-7659-0824-2

Литература Править

  • Восхождение: Статьи, стихи, воспоминания о Ф. Васильеве. — 2-е изд., Ижевск, 1996
  • Васильев С. Ф. Эхо в лесу: Повесть об отце. — Ижевск: Удмуртия, 1992
  • Петер Домокош История удмуртской литературы / Ижевск, 1993. — 396 с.
  • Алексей Ермолаев Тернии и звезды поэта / Васильев Ф. И. Стихотворения. // Ижевск: Удмуртия, 2003 — С. 5-19
  • Пономарёва З. В. Творческая эволюция Флора Васильева: Биография, формирование и развитие поэзии, образная система. — Ижевск: Удмуртия, 2009. — 96 с.
  • Зоя Богомолова, Сергей Васильев, Николай Витрук, Вениамин Ившин К 75-летию со дня рождения Флора Васильева / Духовные вершины России // Журнал «Луч».
  • Елена Семакина Жизнь и творчество удмуртского поэта Флора Васильева в научных работах / Удмуртская правда, № 37 (25340) 8 апреля 2015 г.

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики