Фэндом

Наука

Василий Иванович Шубин

22 248статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Василий Иванович Шубин (род. 17 апреля 1938 в деревне Шубины, Кировская область, Россия) — современный русский философ из Днепропетровска ( Украина), блестящий педагог и лектор. Профессор кафедры философии и социологии Днепропетровского государственного технического университета железнодорожного транспорта (ДИИТ), профессор кафедры гуманитарных дисциплин Днепропетровской государственной финансовой академии, помощник редактора Межвузовского философского альманаха «Філософія. Культура. Життя» (издаётся в Днепропетровске с 1998 г., 35 выпусков к 2011 г.).

Биография Править

В 1955 г. окончил культпросветтехникум в городке Халтурин (Кировская область).

В 1960 г. окончил Московский институт культуры. Был Ленинским стипендиатом, получил предложение продолжить учёбу в аспирантуре по философии, но по семейным обстоятельствам вынужден был отказаться (семью в Москве не прописывали).

С 1962 по 1971 работал в Министерстве культуры Узбекистана, окончил философскую аспирантуру в Ташкентском государственном университете и преподавал в нём.

В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию «Ленинская критика попыток соединения научного социализма с религией и её значение для современности», кандидат философских наук, доцент.

С 1971 по 1999 – доцент, потом профессор кафедры философии (затем кафедры философии и социологии) Днепропетровского государственного технического университета железнодорожного транспорта (ДИИТ).

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин Днепропетровской государственной финансовой академии.

Научная работа Править

Философское творчество Василия Ивановича Шубина разносторонне. Он автор более 200 публикаций, является соавтором учебника «Философия» (на украинском языке, 1995, 1997 гг.) и соавтором «Краткого атеистического словаря» (на узбекском языке, 1971), целого ряда учебных пособий по философии и философии образования.

В начальный период творчества (1960-е-70-е гг.) внимание В.И. Шубина было сосредоточено на творчестве Канта и в связи с этим на социальной философии, философии религии. Преподавание в техническом вузе и руководство там методологическим семинаром, который имел благодаря Шубину поразительную для системы партийно-просветительской учёбы популярность, привело Шубина к осмыслению философских вопросов науки и образования. В результате появился цикл статей по философии и методологии науки, в которых анализируются философские проблемы техники, детерминизма и причинности, химии, экологии, синергетики, астрономии, научной картины мира, осмыслению науки в контексте культуры. Как результат осмысления науки и техники в современном мире В.И. Шубин перешёл к анализу целей и содержания высшего технического и естественнонаучного образования. Этой теме он посвятил множество публикаций в 1990-е гг. и не оставлял её в последующие годы.

Наиболее ярко он изложил свои взгляды в пособии «Техника. Культура. Образование.». Она посвящена анализу таких глобальных проблем, как отчуждение научного и технического прогресса от культурных ценностей, дегуманизации инженерной деятельности и инженерного образования, конфликту между техносферой общества и природной средой, отставанию духовно-нравственно развития человека от набирающего темп технологического могущества человечества. Логическим продолжением её является написанная совместно с его учеником М.Н. Подлесным книга «Ценности и бытие личности» (на украинском языке, 2005 г.).

Ряд статей Шубина посвящён истории философии. Самой яркой и основательной является статья Кант и Вернадский, опубликованная в книге «Кант и философия в России». (М.:”Наука”, 1994). Сюда же относятся статьи о Декарте («Космизм Декарта»), Флоренском («Флоренский и Кант») и ряд статей о Николае Фёдорове и философии русского космизма (активный участник Фёдоровских чтений в Москве в начале 1990-х гг.). Сюда же относится глубокая статья по истории этики «Зло как метафизическая проблема: Кант, Гегель, Франк С.Л.».

Кантовские чтения Править

Как блестящий аналитик, Шубин является автором обзоров множества Кантовских чтений, проходивших в Калининграде в 1990-е годы. Они опубликованы в советских и украинских центральных философских изданиях.

Поэзия Править

Как блестящий знаток поэзии и аналитик он является автором предисловий к ряду поэтических сборников, а также к философским трактатам поэта Бориса Левит-Броуна (изданы в Санкт-Петербурге, издательство «Алетейя»).

История Править

Следует отметить, что несмотря на отказ от регулярного участия в работе Днепропетровского городского историко-научного семинара, который функционирует там с 1995 г., самые яркие заседания связаны с докладами В.И. Шубина. Он, собственно, и открывал работу этого семинара докладом «История науки как история мировоззрений». Затем были его доклады к юбилею Декарта, Лейбница и ряд других.

Педагогика Править

В.И. Шубин является признанным блестящим и неутомимым педагогом. Он активно консультирует специалистов, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями. Среди его официальных и неофициальных учеников можно назвать д.ф.н. Ю.А. Шабанову, к.ф.н. М.Н. Подлесного, к.ф.н. И.В. Агиенко, к.ф.н. Е.Ю. Смотрицкого, к.ф.н. А.Н. Маливского, к.ф.н. М.Г. Складановскую, к.ф.н. В.А. Гузенко и многих других.

Основные труды Править

Сочинения Править

Особо значимые статьи Править

Статьи о творчестве поэта и философа Бориса Левит-Броуна Править

ISBN 5893295048

ISBN 5893292928

ISBN 5893294203

Левит-Броун Б. Внутри Х/Б (впечатление). - Санкт-Петербург: Алетейя, 2005.  266 с.; тираж 1 тыс. экз. Роман и повесть вышли в серии «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы». // Філософія. Культура. Життя. Вип. 33. Дніпропетровськ, ДДФА, 2009]

  • Шубин В.И. Современный опыт теодицеи и антроподицеи //

Послесловие к книге: Борис Левит-Броун. Зло и спасение. – СПб.:«Алетейя», 2010. ISBN

Обзоры Кантовских чтений и Кантовских сборников Править

  • IV Всесоюзные кантовские чтения // Журнал “Философская и социологическая мысль”,1989№5 (в соавторстве с д.ф.н. Георгием Антоновичем Заиченко)
  • Рецензия на “Кантовский сборник”, (выпуск 11-13). Калиниград,1988 — 1990. // Журнал ”Философские науки”, Москва,1990,№5.
  • V кантовские чтения. // Журнал ”Философские науки”. М., 1991,№ 8 (в соавторстве с д.ф.н. Г. А. Заиченко)
  • VI Кантовские чтения // Философская и социологическая мысль. Киев, 1994, №9-10 (в соавторстве с д.ф.н. Г. А. Заиченко)
  • Рецензия на Кантовский сборник. (впуск 17-19). Калининград, 1993-1995 // Вісник Дніпропетровського університету. Серія”Історія і філософія науки і техніки”. В4. Дніпропетровськ. ДДУ, 1998 (в соавторстве с д.ф.н. Г. А. Заиченко)

Библиография Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики