ФЭНДОМ

Файл:Vandalen.jpg

Ванда́лы — древнее « варварское» племя, предположительно, близкое к готам.

В начале I тысячелетия н. э. вандалы жили на побережье Балтийского моря (Пшеворская культура), а затем стали продвигаться к югу и осели в Силезии и Моравии. Там вандалы разделились на две ветви: хасдингов и силингов.

В начале V века и те, и другие вместе с аланами и остатками свевов, уходя от наступающих гуннов, двинулись в поход на запад. В ночь на 1 января 407 года вандалы и аланы, разгромив франков (романских федератов), вторглись в римскую Галлию. 13 октября 409 вандалы и аланы вторглись на Пиренейский полуостров, где расселились. В 417-418 против вандалов выступили подстрекаемые Римом вестготы. В нескольких сражениях вандалы-силинги были разбиты и практически уничтожены. Их король Фредбал попал в плен, а остатки силингов влились в состав вандалов-хасдингов. Последние пробились на юг полуострова и в конце мая 429 года переправились в Северную Африку, где в 439 году основали своё королевство со столицей в Карфагене. Это государство просуществовало до 533 года, когда войска, отправленные восточноримским императором Юстинианом I, полностью истребили вандалов.

В связи с участием вандалов в разграблении Рима в 455 г. имя вандалов с XVIII века стало нарицательным в значении фанатичный разрушитель. На самом же деле, Рим пострадал от завоевания вандалами сравнительно слабо — летописи отзываются о вандалах как о довольно цивилизованном народе.

ТеорияПравить

Nuvola apps important recycle
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Существует теория[источник?] о том, что вандалы это искаженное написание слова венеды. Известно о существовании в поздней античности и раннем средневековье на западе Центральной Европы, могущественного союза племен венедов или венетов, вероятно славянского или протославянского, по своей этнической принадлежности. Вендами, немцы традиционно называли, и называют до сих пор славян, проживающих на территории современной Германии (например лужицких сербов, лужичан или полабских славян) Сравните с финским и эстонским словами, обозначающими «Россия» -"Venaja" и «Vene». В Киевской Руси проживало племя вятичей, (произносилось, а также зафиксировано письменно в некоторых летописях — «вентичи»). О них известно, что их язык, являясь славянским по сути, ощутимо отличался от языков соседних славянских племен. Упоминается также что вятичи пришли на Русь с запада, и поизошло это за несколько столетий до Рюрика. Возможно вандалы, венды, венеты и вятичи-вентичи это соседнии звенья в истории одного и того же народа. Географическая привязка перемещений вандалов по Центральной Европе вполне соотносится с территорией обитания венедов, вендов и с возможным началом пути перемещения части вентичей-вятичей с запада на восток. Гипотеза о тождественности вандалов со славянскими венедами-вендами также вполне соотносится с упоминаниями в некоторых ранних средневековых источниках о существовании многочисленных славянских поселений на Пиренейском полуострове, как раз на маршруте перемещения вандалов по Южной Европе и Северной Африке.

Список королейПравить

  1. Годизел (—407)
  2. Гундерих (407428)
  3. Гейзерих (428477)
  4. Хунерих (477484)
  5. Гундамунд (484496)
  6. Тразамунд (496523)
  7. Хильдерих (523530)
  8. Гелимер (530534)

См. также Править

Файл:Invasions of the Roman Empire 1.png

als:Vandalen (Volk) ar:واندل bg:Вандали br:Vandaled bs:Vandali ca:Vàndal cs:Vandalové da:Vandaler de:Vandalen el:Βάνδαλοι en:Vandals eo:Vandaloj es:Vándalos et:Vandaalid fi:Vandaalit fr:Vandales gl:Vándalos he:ונדלים hu:Vandálok id:Vandal it:Vandali ja:ヴァンダル族 ko:반달족 ku:Vandalan lt:Vandalai lv:Vandaļi nds:Wandalen nl:Vandalen no:Vandaler pl:Wandalowie pt:Vândalos ro:Vandali scn:Vànnali sk:Vandali sl:Vandali sr:Вандали sv:Vandaler sw:Wavandali tr:Vandallar uk:Вандали zh:汪达尔人

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики