ФЭНДОМ

Христианство
Христианство
Christian cross2

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокриф
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Христианское богослужение
Христианин
Христианские добродетели

Основные направления
Католицизм · Православие
Протестантизм
Монофизитство · Несторианство
Монофелитство
Экуменизм
Консерватизм · Либерализм

Шаблон:NoincludeWantedpages
Шаблон:NoincludeWantedpages

Вальденсы — движение, религиозная деноминация или секта, которой в настоящее время приписывают двоякое происхождение: с одной стороны, это были «долинные люди» (Vaudois) Дофинэ и Пьемонта, с другой — последователи богатого лионского купца Петера Вальдо (Вальдус), жившего во 2-й половине XII века.

История. Начало движения Править

"Некоторые протестанты, по случаю, пали жертвой силков, на них расставленных... Совершенно неверно, что те церкви были основаны Петером Вальдо... это - чистейший подлог".[1]

Петер Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на латинском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту христианских нравов. С толпой приверженцев отправился он на проповедь Евангелия. Так как его последователи отвергали собственность, то получили название pauperes de Lugduno ("лионские нищие", а также "леонисты"). Ломбардские Вальденсы (pauperes italici) слились в Милане с существовавшими уже там раньше гумилиатами (нищие духом), названными так за свое смирение.

Нисколько не думая отложиться от церкви, они, тем не менее, пришли с ней в столкновение вследствие провозглашенной ими свободы чтения Библии и мирской проповеди, а позднее также вследствие учения о таинствах. Папа Луций III отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латеранском соборе в 1215 г. Все это, однако, не помешало Вальденсам распространиться по Италии, Франции и Богемии. Из Франции они направились главным образом по южным склонам Котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи до сих пор служат главным приютом Вальденсов.

Несмотря на свои чисто евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, Вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII столетия, Папа Сикст IV объявил даже против них крестовый поход. Скорее всего, к именно этой страшной для движения эпохе принадлежит самое замечательное литературное произведение Вальденсов — дидактическое стихотворение «Nobla Leiczon». Во время Реформации многие Вальденсы пристали к новому учению.

Преследование их продолжалось. Так, в 1545 г. в одном Дофинэ истреблено около 4 000 В.; в 1655 г. пьемонтское войско, в союзе с бандитами и ирландскими изуверами, замучило насмерть множество В., а в 1685 году французские и итальянские войска убили 3000 В., взяли в плен 10000 и разместили 3000 детей по католическим местностям. Благодаря заступничеству протестантских держав, в особенности Пруссии, король сардинский Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 г. даровал В. религиозную и церковную свободу вместе с гражданскими правами.

Новое время Править

В настоящее время Вальденсы населяют преимущественно три альпийских долины: Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, отличаясь чистотой нравов, трудолюбием и превосходной обработкой полей и виноградников. Число их сократилось с 80000 (около 1500 г.) до 25000 человек. В 1883 г. во всей Италии было не больше 14866 В. Они образуют 68 общин и 16 миссионерских станций, от Турина до Палермо, в которых работает больше 100 человек (проповедники, евангелисты, учителя и распространители книг). Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 г. трёх профессоров и 17 студентов.

Главным органом их служит «Rivista christiana». В прежнее время проповедником мог быть всякий, даже женщины, но по церковной конституции 1839 г. от проповедника требуется образовательный ценз и утверждение синода. Последний состоит из духовенства и мирян, собирается поочередно в одной из упомянутых выше пьемонтских долин и образует высшую законодательную власть. Одновременно с Вальденсами на юге Франции в XII и XIII вв. существовала дуалистическая секта альбигойцев (см. Альбигойцы), с которой их напрасно смешивали.

Наше время Править

В 1970-х Итальянская Вальденсианская церковь соединилась с Методистами, сформировав Chiesa Evangelica Valdese (Вальденсианская церковь), входящую во Всемирный Совет Церквей.

Сноски Править

  1. Ancient Church of Piedmont, pp.192, Oxford: 1821

Литература Править

  • Dieckhoff, «Die W. im Mittelalter» (Гёттинген, 1851);
  • Herzog, «Die romanischen W.» (Галле, 1853; на это ответ Дикгофа, Гёттинген, 1858);
  • Palacky, «Ueber die Beziehungen der W. zu der ehemaligen Sekte in Böhmen» (Прага, 1869);
  • Preger, «Beitr äge zur Geschich te der W.» (Мюнхен, 1875);
  • Nillsen, «Die W. in Italien» (перевод с датского, Гота, 1880);
  • Montet, «Histoire litt éraire des Vaudois de Pié mont» (Париж, 1883);
  • Comba, «Histoire des Vaudois d’Italie» (1881, т. 1);
  • K. Müller, «Die W. und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhunderts» (Гота, 1886);
  • L. Keller, «Die W. und die deutschen Bibel ü bersetzungen» (Лейпциг, 1886).

Об отношении Вальденсов к альбигойцам смотри сочинение профессора Осокина «Об альбигойцах».

  • Н.Осокин История альбигойцев и их времени.

См. также Править

cs:Valdenští da:Valdensere de:Waldenser en:Waldensians es:Valdenses fr:Église vaudoise it:Valdismo ja:ワルドー派 nl:Waldenzen no:Valdensere pl:Waldensi pt:Valdenses sk:Valdénstvo sv:Valdenser

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики