ФЭНДОМ

Вадим Анатольевич Янков (родился в 1935) — российский математик и философ, участник диссидентского движения.

Образование и начало общественной деятельности Править

Учился на дневном отделении механико-математического факультета МГУ. В ноябре 1956 произнёс резкую речь против комсомола и организовал бойкот университетской столовой. За это в 1957 был отчислен из университета. Позднее восстановлен на заочном отделении, которое окончил в 1959. Кандидат физико-математических наук (1964; тема диссертации: «Конечные импликативные структуры и реализуемость формул логики высказываний»).

Учёный Править

В конце 1950-х годов участвовал в разработке языка АЛЬФА для вычислительной машины М-20 в Отделе программирования, находившемся тогда в Институте математики им. Стеклова АН СССР (затем — Отдел программирования Института математики Сибирского отделения АН СССР). Работал в научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях (на преподавательской работе с 1963), в том числе в МФТИ.

С 1991 — в Российском государственном гуманитарном университете: доцент кафедры логики и интеллектуальных систем факультета теоретической и прикладной лингвистики, доцент кафедры логико-математических основ гуманитарного знания отделения интеллектуальных систем Института лингвистики РГГУ. Первоначально читал курсы лекций «Математический анализ», «Алгебра», «Теория вероятностей», «Основы информатики и вычислительной математики», затем — «История философии», «Философия», «Математический анализ», «Дополнительные главы математического анализа».

Специалист в области математической логики. Занимается вопросами истории математики, философии, ранней греческой философии и науки.

Диссидент Править

Участвовал в деятельности диссидентского движения. С 1972 распространял самиздат, в том числе несколько своих статей, которые переправил за границу (они были опубликованы в журнале «Континент» и обнародованы на радио «Свобода»). В 19811982 написал «Письмо русским рабочим по поводу польских событий» — об истории создания и целях профсоюза «Солидарность». В августе 1982 был арестован, в 1983 осуждён к лишению свободы, освобождён во время «перестройки».

Михаил Ривкин о Вадиме Янкове Править

«Янков — человек столичный и университетский. В диссидентство его привели не столько чувства, сколько интеллектуальный поиск. Он преподавал математику в педагогическом институте. Меня поразила фантастическая эрудиция Вадима Анатольевича в гуманитарной сфере. Нет такой философской школы, которую он бы не проработал глубоко и основательно. Цитировал (наизусть, разумеется) не только Евангелие, но и „Бхагават-Гиту“ — индийский трактат. Педагог гениальный. Если ему задают вопрос, отвечает серией встречных вопросов, и тот, кто начал обсуждение, сам потом формулирует ответ на свой вопрос. (Платон то же рассказывал о методе Сократа.) Кто оказывается в окружении Янкова, быстро приходит к выводу: только прямой и самостоятельный контакт с текстами позволяет войти в гуманитарные дисциплины… Сегодня Янков пишет серию книг по истории философских идей. Для него философия — единая книга, объединенная целостностью содержания. Этим содержанием, убежден Вадим Анатольевич, является Божественное откровение, которое знает подъемы и спады….» (Михаил Ривкин — раввин Консервативного движения. В Израиле с 1989. До репатриации — участник молодежных диссидентских групп в Москве, в 1982 арестован, осужден на 7 лет лагерей с последующей ссылкой).

Основные публикации Править

  • О реализуемых формулах логики высказываний // Докл. АН СССР. 1963. Т. 151, № 5. С. 60-64.
  • Построение последовательности сильно независимых суперинтуиционистских пропозиционных исчислений // Там же. 1968. Т. 181, № 1.С. 33-34.
  • Коньюнктивно неразложимые формулы в пропозициональных исчислениях // Изв. АН СССР. Сер. мат. 1969. Т. 33. № 1. С. 18-38.
  • Математическая логика: Учеб. пособие / Моск. авиац. ин-т. М., 1974. 142 с. Соавт. Осипова В.
  • Этико-философский трактат // Континент. 1985. № 43. С. 271—301.
  • Диалоговая теория доказательства для арифметики, анализа и теории множеств // Изв. РАН. Сер. мат. 1994. № 3. С. 25-30.
  • Бесконечность и становление доказательства // Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М., 1997. С. 20-24.
  • Становление доказательства в ранней греческой математике: гипотетическая реконструкция // Историко-математические исследования. Сер. 2. М., 1997. Вып. 2(37). С. 200—236.
  • Эскиз экзистенциальной истории // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 3-28.
  • Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5.
  • Типологические особенности арифметики Древнего Египта и Месопотамии

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики