ФЭНДОМ

Статья по тематике
Индуизм

Om

История · Пантеон

Вайшнавизм · Шиваизм
Шактизм · Смартизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

HinduSwastika

Портал «Индуизм»

Бра́хма, уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из троицы богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.

Происхождение и роль Править

В Махабхарате (1.1.20)[1]Брахма называется «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность» и отождествляется с Ишаной (Шивой) и Вишну.

Брахма является саморождённым, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Согласно легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из него появился Брахма. Оставшиеся компоненты золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»). Утверждается, что Брахма — сын Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной как Пракрити или Майя.

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати— прародителей человечества, семерых великих мудрецов Саптариши, оказавшших ему помощь в сотворении Вселенной. Семеро мудрецов появились из ума Брахмы, поэтому их называют манаса-путра, или «сыновьями, рождёнными из ума».

Согласно Брахма-пуране, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог. Cчитается, что он был сотворён Богом в личностном аспекте Бхагавана и в безличном аспекте Брахмана. Продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого обновлённый Брахма вновь начинает процесс творения. Такие циклы продолжается бесконечно.

Атрибуты Брахмы Править

Лебедь — символизирует милость и способность различать плохое от хорошего.

Корона — символизирует его верховную власть во Вселенной.

Лотос — символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.

Четыре лика — четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву.

Культ Брахмы Править

Культ очень мало распространён. В Индии существует всего несколько посвящённых Брахме храмов, тогда как храмов двух других божеств Тримурти, Вишну и Шивы, существует несколько десятков тысяч. Самым значимым и священным принято считать храм Брахмы в Пушкаре, Раджастхан.

См. также Править

Примечания Править

  1. Махабхарата, Адипарва, перевод В. И. Кальянова

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики