ФЭНДОМ

43147

Боярышник

Боя́рышник (лат. Crataégus) — листопадный высокий кустарник или небольшое дерево, относится к семейству Розовые. Народные названия: барыня ягода, боярка, боярыня ягода.

Значение и применение Править

Широко используется как декоративное и лекарственное растение. Плоды употребляются в пищу. Боярышники широко используются в декоративном садоводстве. Они зимостойки, засухоустойчивы, нетребовательны к почвам, декоративны в течение всего периода вегетации благодаря изящным листьям, окрашивающимся осенью в оранжево-красные тона, многочисленным белым цветкам в щитковидных соцветиях, плодам яркой окраски, украшающим крону в течение двух месяцев. Боярышники живут до 300 лет, это идеальный материал для колючих изгородей — красивых и при этом практически непроницаемых. Боярышник используют для закрепления склонов оврагов, берегов водоёмов и рек. Боярышники — медоносы, их охотно посещают пчёлы, однако, большого сбора мёда и обножки не дают.[1]. Кора использовалась для дубления. Отвар листьев, коры и корней окрашивает ткани в коричневый и жёлтый цвета.

Применение в медицине Править

Многие виды боярышника — ценные лекарственные растения. В медицине используются цветки и плоды растения. Цветки боярышника собирают в начале цветения, в сухую погоду, когда часть их ещё не раскрылась. Плоды заготавливают на стадии полной зрелости. Зрелые плоды в свежем виде мягкие, мучнистые и вкусные, по лечебной ценности мало уступают шиповнику. Лекарственные средства, изготовленные из боярышника, обладают кардиотоническим действием. Они усиливают сокращения миокарда, но уменьшают его возбудимость; тритерпеновые кислоты усиливают кровообращение в венечных сосудах и сосудах мозга, повышают чувствительность сердечной мышцы к действию сердечных гликозидов, устраняют боли и дискомфорт в области сердца. Препараты боярышника применяют в комплексной терапии функциональных расстройств сердечной деятельности, кардиалгий, климактерического синдрома, гипертонической болезни, астено-невротических состояний.[2]. В медицине используются спиртовая настойка, а также жидкий и густой экстракт из цветков и плодов. В народной медицине применение в тех же целях имеют цветки боярышника (реже плоды, и то более в целях питания).[3]. Препараты боярышника назначают при функциональных растройствах сердечной деятельности, при гипертонической болезни, стенокардии, антигионеврозах, мерцательной аритмии, пароксизмальной тахикардии, общем атеросклерозе и климактерическом неврозе.[4] Боярышник в качестве одного из компонентов входит в состав микстуры Скумина, которая применяется для лечения пограничных психических расстройств, в частности, при синдроме Скумина.

Применение в кулинарии Править

Плоды крупноплодных видов вкусны, их можно есть свежими, перерабатывать на повидло, вино, компот и заваривать как чай. Плоды боярышника, имеющие сухую мучнистую мякоть, используют в основном сушеными. Их размалывают в муку, которую добавляют при выпечке хлеба и кондитерских изделий.

См. также Править

Примечания Править

  1. Абрикосов Х. Н. и др. Боярышник // Словарь-справочник пчеловода / Сост. Федосов Н. Ф. — М.: Сельхозгиз, 1955. — С. 33.
  2. Ф. П. Тринус. Фармако-терапевтический справочник. — 6-е изд. — Киев: Здоров’я, 1989. — 640 с.
  3. М. А. Носаль, И. М. Носаль. Лекарственные растения и способы их применения в народе / Под ред. акад. АН УССР Дроботько, Виктор Григорьевич|В. Г. Дроботько. — Киев: Госмедиздат УССР, 1959.
  4. Задорожный А.М., Кошкин А.Г., Соколов С.Я., Шретер А.И. Справочник лекарственные растения. — М: Ч.А.О. и К, 1998. — С. 260. — 383 с. — ISBN 5-89676-010-8.

Литература Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики