ФЭНДОМ

Файл:Portret bosko.jpg

Иоанн (Джованни) Боско, Дон Боско, (итал. Giovanni Bosco), (16 августа 1815, Беччи, около Турина, Пьемонт, Италия — 31 января 1888, Турин) - святой католической Церкви; причислен к лику блаженных 2 июня 1929; канонизирован 1 апреля 1934; основатель ордена салезианцев. Считается покровителем подмастерий, редакторов и книгопечатников.

Недавно внимание СМИ привлекла частная инициатива объявить Боско небесным патроном фокусников (считается, что он любил развлекать фокусами друзей и учеников).

Биография Править

Родом из бедной крестьянской семьи, на втором году жизни потерял отца. В молодости Боско видел сон, после которого посвятил жизнь воспитанию брошенных подростков. Учился в семинарии в Кьери, затем в теологическом колледже в Турине, по окончании которого 5 июня 1841 рукоположен во священники. В декабре 1841 Боско создал в Турине постоянно работающий ораторий для рабочей молодежи в статусе «прихода для подростков без прихода». В 1847 при оратории поселяются первые бездомные дети и в том же году Боско открывает второй ораторий. В 1850 Боско основал пансион для студентов (к 1857 там проживал 121 человек) и общество взаимопомощи для рабочих. В 18531862 Боско открыл при оратории шесть мастерских и типографию. К 1862 ораторий посещало 1200 детей, из которых 600 проживали при нем. В эти же годы Боско создал семинарию в Вальдокко для священников из бедных слоев населения.

Для воплощения своих замыслов работы с юношеством Боско основал 26 января 1854 монашеское общество св. Франциска Сальского (ныне известное как Салезианцы Дона Боско). Устав ордена был окончательно утвержден блаженным Папой Пием IX 3 апреля 1874. К концу жизни Боско общество состояло из 773 членов, и было создано 64 салезианских объединения в шести странах мира — Италии, Франции1877), Аргентине1879), Испании1881), Бразилии1883) и Чили1887). В 1872 св. Мария Доминика Мадзарелло создала женскую ветвь общества салезианцев — конгрегацию Дочерей Марии Помощниц Верных. Боско создал также род «третьего ордена» — Общество помощников салезианских (утверждено Папой 9 мая 1876). К моменту смерти Боско в 1888 учреждения салезианской системы подготовили свыше 100 тысяч воспитанников. Из их числа наиболее известны св. Доминик Савио (18421857) и св. Луиджи Орионе (18721940).

Боско отличала открытость к достижениям своего времени — он был первым священником, подготовившим экспозицию на национальной промышленной выставке, и первым католическим святым, давшим интервью газете.

В сложной политической обстановке своего времени Боско, неизменно поддерживая Папу Пия IX, сохранил и хорошие отношения с пьемонтским правительством, что позволило ему несколько раз выступать посредником между Ватиканом и Савойской династией.

Боско был автором брошюры «Превентивная система воспитания юношества» (в ней сформулирована его педагогическая система, как основа которой заявляется беззаветная преданность преподавателя детям и полное исключение наказаний), ряда школьных учебников, издателем 204 выпусков «Библиотеки итальянского юношества» с текстами греческих и латинских авторов.

Память в Католической Церкви — 31 января.

Сочинения Править

  • Sistema preventiva nell’ educazione della gioventú. Torino, 1877.
  • Opere e scritti editi ed inediti. Torino, 1932.
  • Scritti spirituali / Introd., scelta dei testi e note a cura di J. Aubry. Vol.1-2. Roma, 1976.
  • Costituzioni della societа di S. Francesco di Sales [1858]—1875 / Testi critici a cura di F. Motto. Roma: LAS, 1981. (Istituto Storico Salesiano. Fonti).
  • Costituzioni per l’Istituto delle Figlie di Maria Ausiliatrice (1872—1885) / Testi critici a cura di C. Romero. Roma: LAS, 1982. (Istituto Storico Salesiano. Fonti).
  • Memorie dell’Oratorio di S. Francesco di Sales dal 1815 al 1855 / Introduzione, note e testo critico a cura di A. da Silva Ferreira. Roma: LAS, 1991. (Istituto Storico Salesiano. Fonti).
  • Epistolario / Introd., testi critici e note a cura di F. Motto. Vol.1-4. Roma, 1991.

Библиография Править

  • Боско Т. Сон сбылся: Биографическое повествование о святом Джованни Боско. М., 1992 (и переиздания).
  • Превентивная система Дона Боско. Наставник для молодежи. Гатчина, 1999.
  • Сетти Д. Дон Боско — апостол наших дней. Гатчина, 1998.
  • Он же. Дон Боско — друг молодежи. Гатчина, 1998.
  • Сикари А. Портреты святых: В 4 т. Т.1. Милан, 1991. С.121-150.
  • Amedei A. Don Bosco e il suo apostolato: dalle sue «memorie» personali e da testimonianze di contemporanei. Roma: S.E.I., 1940.
  • Bibliografia generale di Don Bosco. Roma: LAS, 1995-. Vol.1. Bibliografia italiana, 1844—1992. 1995; Vol. 2. Deutschsprachige don-Bosco-literatur 1883—1994. 1997.
  • Braido P. Il sistema preventivo di Don Bosco. Roma: Pontificio Ateneo Salesiano, 1985.
  • Braido P. Prevenire non reprimere. Il sistema educativo di don Bosco. Roma: LAS, 1999.
  • Burg C. Don Bosco und seine Pädagogik. Münster, 1948.
  • Cassidi J.F. St. John Bosco: The conquering heart. Dublin, 1964.
  • Crispolti F. Don Bosco. Torino, 1911.
  • Fascie D.B. Del metodo educativo di Don Bosco. Torino, 1927.
  • Ghéon H. Saint Jean Bosco. Paris, 1935.
  • Joergensen G. Don Bosco. Torino, 1928.
  • Motto F. L’azione mediatrice di don Bosco nella questione delle sedi vescovili vacanti in Italia. Roma, 1988.
  • Motto F. La mediazione di don Bosco fra Santa Sede e governo per la concessione degli «exequatur» ai vescovi d’Italia (1872—1874). Roma, 1987.
  • Salotti C. Il santo Giovanni Bosco. 3. ed. Roma, 1934.
  • Salotti C., Fritz E.F. Der heilige Johann Bosco. München, 1955.

Ссылки Править

ca:Sant Joan Bosco cs:Jan Bosco da:Giovanni Bosco de:Johannes Bosco en:John Bosco es:Juan Bosco fi:Giovanni Bosco fr:Jean Bosco hr:Sveti Ivan Bosco hu:Bosco Szent János id:Yohannes Bosco it:Giovanni Bosco ja:ヨハネ・ボスコ ko:요한 보스코 la:Iohannes Bosco lt:Šv. Jonas Boskas nl:Giovanni Bosco no:Johannes Bosco pl:Jan Bosko pt:João Bosco ro:Ioan Bosco sk:Giovanni Melchior Bosco sl:Sveti Janez Bosco sq:Don Bosko sv:Giovanni Bosco sw:John Bosco th:นักบุญยอห์น บอสโก vi:Gioan Bosco zh:若望·鮑思高

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики