ФЭНДОМ

Бораты - минералы, соли ортоборной кислоты Н2ВО3 и гипотетических полиборных кислот Н2В4О7 и Н3В5О9 и др. Известно 85 природных боратов, систематизированных по строению борнокислых полиионов и отношению RO:B2O3 в группе гидроокислов бора, ортоборатов, пироборатов, борацитов, гидроксилборатов, фтороборатов, фосфоборатов, арсеноборатов, сульфоборатов, боратов сложного состава.

СтроениеПравить

Анион [ВО3]3- имеет вид плоского треугольника сравнительно малых размеров. Это благоприятсятвует образованию прочных кристаллических решёток с малыми катионами трехвалентных металлов Fe3+, Al3+, Mn3+ в сочетании с малыми двухвалентными катионами Mg, Fe2+, Mn2+. Для полиборатов весьма характерны Mg2+ и более крупные Ca2+, Na1+.

CвойстваПравить

Удельный вес в безводных боратах 2,6-3,4 (редко больше), богатых водой меньше 2. Твердость безводных 5-6, водных 2-4. Цвет: бесцветные, белые, серые, реже жёлтые, окрашенные в другие цвета. У безводных боратов показатель преломления света Nm - 1.65, у водных Nm - 1,470-1,570.

Происхождение (генезис)Править

Бораты слагают месторождения ряда генетических типов, главные из которых контактово-метасоматические, вулканогенно-осадочные и галогенные. В галогенных горных породах бораты образовывались на разных стадиях пегнитогенного процесса и встречаютс в доломитах, в доломит-ангидритовых породах, в каменной соли и калийных солях. В соляных горных породах наиболее распространены магниевые бораты, которые замещаются преимущественно кальциевыми (инионитом, колеманитом, пандермитом), кальциево-магниевыми (гидроборацитом) и кальциево-натриевыми боратами (улекситом), а также ашаритом. В галогенных горных породах нередко встречаются не только бораты, но и боросиликаты (данбурит, реже: сирзелит, ховлит). В контактово-метасоматических месторождениях доминируют людвигит, ашарит, реже суанит, котоит. Вулканогенно-осадочные месторождения характеризуются в одних случаях крупными скоплениями буры, иногда с примесью гернита, в других - колеманита, изредка пандермита при меньшей роли роли улексита, иниоита.

МесторожденияПравить

В Казахстане Идерское месторождение.

ЛитератураПравить

Геологический словарь, Т. 1. — М.: Недра, 1978. — С. 83.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики