ФЭНДОМ

Бесермя́не (самоназвание — бесерман; (бесерман) — малочисленный финно-угорский народ[1][2] в России, дисперсно проживающий на северо-западе Удмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень — мононациональны. Численность, по переписи 2002 года — 3122 человека.

Говорят на наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, в общем близком к южным говорам удмуртского языка.

Верующие бесермяне — православные христиане; народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включая в себя также некоторые элементы исламского происхождения.

По переписи 1897 года в России проживало 10,8 тысячи бесермян[3], в 1926 году — 10 тысяч человек, в 2002 году — 3,1 тысячи. Настолько значимое падение численности бесермян объясняется в первую очередь тем, что начиная с 1930-х годов вплоть до распада Советского Союза их официально причисляли к удмуртам, как при указании национальности в паспорте, так и во всесоюзных переписях. И лишь в июне 1992 года Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа»[4].

Происхождение названия Править

Самоназвание бесерман (как и созвучное русское «басурманин») восходит через тюркское и персидское посредство. Это слово попало к волжским булгарам из Средней Азии (ср. название «бесермини», применяемое к жителям Хорезма у папского нунция Плано Карпини в XIII веке) в период принятия ими ислама в IX веке и служило вплоть до XV века обозначением части населения Волжской Булгарии и Казанского ханства («бесермены» в русских источниках XIV—XV веков), скорее всего — потомков булгар.

Какая-то часть булгарских бесермен вошла в состав каринских (чепецких) татар, как об этом свидетельствуют исторические документы и данные татарских генеалогических преданий шеджере. Их происхождение следует связывать с районами Заказанья (округ города Арска), откуда бесермены в XIV—XVI веках, спасаясь от усобицы в Золотой Орде, набегов русских ушкуйников и князей и, наконец, вследствие разгрома Золотой Орды и, в том числе, территории бывшей Волжской Булгарии Тамерланом в конце XIV века, переселились вверх по Вятке, в низовья Чепцы.

Несмотря на то, что в народной религии бесермян есть некоторые следы исламского влияния, в целом нет никаких этнографических и исторических оснований полагать, что предки современных бесермян в массовом порядке исповедовали ислам. По-видимому, название бесерман было перенято удмуртами — предками бесермян — от их соседей-тюрок ещё в период проживания в Заказанье (округа города Арска)[5][6].

Численность по селам и районам Править

Численность бесермян в населённых пунктах в 2002 г.:[7]

Удмуртская Республика:

Составляют 10,3 % населения Юкаменского района Удмуртии по переписи 2010 года.

Примечания Править

  1. Бесермяне. Энциклопедический словарь. 2009
  2. Финно-Угорский портал. Энциклопедия. Бесермяне
  3. Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. www.demoscope.ru. Проверено 27 июля 2009. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  4. Постановление Совета Министров Удмуртской Республики «О восстановлении исторического имени бесермянского народа»(недоступная ссылка — история). Министерство Национальной Политики УР. Проверено 27 июля 2009. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2009.
  5. Напольских В. В. «Бисермины» // О бесермянах. Сборник статей. Под. ред. Шкляева Г. К.. — Ижевск: 1997. — С. 50–54.
  6. Белых С. К. К вопросу о происхождении самоназвания бесермян // VIII Петряевские чтения. Материалы научной конференции. г. Киров, 24–25 февраля 2005 г.. — Киров: 2005. — С. 130–135.
  7. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года

Литература Править

  • Бесермяне // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики