ФЭНДОМ

  1. REDIRECT Шаблон:TOC right
    Файл:Emerald rough 300x422.jpg

Бери́лл — минерал гексагональной сингонии, из островных боросиликатов. Некоторые из развидностей берилла (в частности, изумруд) относятся к драгоценным камням.

Общие свойства Править

Берилл обычно бывает представлен призматическими кристаллами, в которых, кроме призмы, иногда присутствуют также базопинакоид и пирамида второго рода. Плоскости призмы нередко покрыты вертикальными штрихами; спайность по базопинакоиду, излом раковистый или неровный, твердость 7,5-8, уд. в. 2,67-2,76; перед паяльной трубкой с трудом плавится по краям, кислотами не разлагается.

Кристаллы Править

Кристаллы берилла бывают как одиночные, так и соединённые в друзы или шестоватые агрегаты. Окраска берилла бывает зеленовато-белой, селадоново-зелёной, яблочно- или изумрудно-зелёной, реже встречается розовый или бесцветный берилл. Блеск стеклянный, оптический характер отрицательный.

Прозрачные изумрудно-зелёные разновидностисти берилла носят название изумруда (смарагда, англ. Smaragd, Emeraude) и высоко ценятся в качестве первоклассных драгоценных камней. Берилл и изумруд были известны уже во времена Плиния и Теофраста.

Химический состав Править

Химический состав берилла — 3ВеОАl2О36SiO2, что соответствует 14 % окиси бериллия, 19 % глинозёма и 67 % кремнекислоты. Искусственно воспроизведен Эбельменом.

Местонахождение Править

Бериллы наиболее характерны для гранитных пегматитов и грейзенов; обыкновенные бериллы находятся в Боденмайсе (Бавария), Лиможе (Франция), на острове Эльба, в Швеции (Финбо, Бродбо), в Корнваллисе и т. д. В России Мурзинка, Шайтанка, изумрудные копи реки Токовой, Миасский завод являются месторождениями берилла. Лучшими месторождениями благородного берилла считаются Ильменские горы на Урале, Нерчинский край, округ Коимбатор в Ост-Индии, а также Колумбия.

Применение Править

Хорошие экземляры берилла идут на различные мелкие поделки, а непрозрачные и негодные бериллы служат источником для добывания оксида бериллия.

cs:Beryl

de:Beryll en:Beryl es:Berilo fi:Berylli fr:Béryl he:בריל hr:Beril it:Berillo ja:緑柱石 lt:Berilas lv:Berils nl:Beryl pl:Beryl (minerał) pt:Berilo sk:Beryl sv:Beryll tr:Beril uk:Берил zh:綠柱石

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики