ФЭНДОМ

Ольга Берггольц
Берггольц
Имя при рождении:

Ольга Фёдоровна Берггольц

Дата рождения:

16.5.1910 (3)

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

13.11.1975

Место смерти:

Ленинград, СССР

Род деятельности:

писатель, поэт, драматург, журналист

Годы творчества:

1932—1975

Язык произведений:

русский

Премии:

Medal Stalin Prize

Награды:
  • орден Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
  • Медаль За оборону Ленинграда
  • Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга

О́льга Фёдоровна Бергго́льц (3 (16) мая 1910 года, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист.

Биография Править

Мать — Мария Тимофеевна Берггольц (урождённая Грустилина) (1884—1957, похоронена на Шуваловском кладбище в Петербурге), отец — Фёдор Христофорович Берггольц (1885—1948), врач-хирург (утверждается, что фамилия немецкая[1][2], по деду со стороны отца[3]), младшая сестра — актриса Мария Берггольц (1912—2003) (похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища). Детские годы прошли на окраине Невской заставы. С 1918-го по 1920 г. вместе с семьёй жила в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря. Училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году.

Первое стихотворение поэтессы «Ленин» было напечатано в газете «Красный ткач» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук». В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодёжи — «Смена». Там Ольга встретила поэта Бориса Корнилова, ей было восемнадцать, когда они поженились в 1928 году. 13 октября того же года у молодых родилась дочь Ирина, которая умерла в возрасте семи лет (14 марта 1936 г.).

Ольга с мужем учились на Высших курсах при Институте истории искусств. Здесь преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И. Уткин.

В 1926 году на заседании союза поэтов стихотворение Ольги Берггольц похвалил Корней Чуковский, сказав, что в будущем она станет настоящей поэтессой.

С 1930 года работала в детской литературе, печаталась в журнале «Чиж», издала свою первую книгу — «Зима-лето-попугай».

Поступила на филологический факультет Ленинградского университета. Преддипломную практику проходила во Владикавказе летом — осенью 1930 года[4], в газете «Власть труда»[5]. Освещала строительство ряда народнохозяйственных объектов, в частности, Гизельдонской ГЭС. Позже, в 1939 году она написала об этом периоде своей биографии стихотворение «Дорога в горы»:

Aquote1

На Мамисонском перевале
остановились мы на час.
Снега бессмертные сияли,
короной окружая нас.
Не наш, высокий, запредельный
простор, казалось, говорил:
«А я живу без вас, отдельно,
тысячелетьями, как жил».
И диким этим безучастьем
была душа поражена.
И как зенит земного счастья
в душе возникла тишина…

Aquote2

В 1930 году разводится с Борисом Корниловым и выходит замуж за однокурсника Николая Молчанова, с которым пробудет до его смерти в 1942 году.

Aquote1

Ты у жизни мною добыт,
словно искра из кремня,
чтобы не расстаться, чтобы
ты всегда любил меня.
Ты прости, что я такая,
что который год подряд
то влюбляюсь, то скитаюсь,
только люди говорят...

Aquote2
1936[6]

Окончив в 1930 году университет, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932). Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила» (1931—1934). В 1933—1935 годах выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», первая «взрослая поэтическая книга» — сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

В 1932 году Ольга родила дочь Майю, через год девочка умерла.

В 1934 году принята в Союз Советских писателей, откуда была исключена 16 мая 1937. Вновь восстановлена в июле 1938, а затем, в связи с арестом, снова исключена.

13 декабря 1938 года Берггольц арестовали по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участника контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. После побоев и пыток Ольга прямо в тюрьме родила мертвого ребёнка.[7][8] Первый муж, Борис Корнилов, был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.

3 июля 1939 года была освобождена и полностью реабилитирована. Вскоре после освобождения вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!»[9].

В феврале 1940 году вступила в ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны Ольга оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города[10].

Второй муж Ольги, литературовед Николай Молчанов, умер от голода 29 января 1942 года. Несмотря на свою инвалидность, он отправился на строительство укреплений на Лужском рубеже. В его боевой характеристике была фраза: «Способен к самопожертвованию». Ольга Берггольц посвятила ему лучшую, по собственному мнению, поэтическую книгу «Узел» (1965).

Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был с особой жестокостью и нескрываемым цинизмом выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край)[11]. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).

3 июня 1942 года Ольге Берггольц вручили медаль «За оборону Ленинграда».

27 января 1945 выходит радиофильм «900 дней», в котором использовались разные фрагменты звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей), объединённые в одну запись.Шаблон:Значимость факта Ольга Берггольц, в числе прочих, работала над этим радиофильмом[12], читала там стихи[13][10].

Несмотря на все заслуги, в конце мая 1945 на Х пленуме СП СССР была подвергнута критике:

Я хочу сказать, что Берггольц, как и некоторые другие поэты, заставила звучать в стихах исключительно тему страдания, связанную с бесчисленными бедствиями граждан осаждённого города.

А. Прокофьев

На критику О. Берггольц ответила стихом:

Aquote1

<...>И даже тем, кто всё хотел бы сгладить
в зеркальной робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на жёлтый снег пустынных площадей.

Aquote2

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:

Aquote1

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Aquote2

После войны выходит книга Берггольц «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Так же Ольга написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.

В 1948 году в Москве выходит «Избранное», спустя 10 лет — Собрание сочинений в двух томах.

В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

В дни прощания с И. В. Сталиным в газете «Правда» были опубликованы следующие строки поэтессы:

Aquote1

Обливается сердце кровью…
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твоё изголовье,
Плачет Родина над Тобой.

Aquote2

В других стихах Берггольц так отозвалась о смерти Сталина:

Aquote1

О, не твои ли трубы рыдали
Четыре ночи, четыре дня
С пятого марта в Колонном зале
Над прахом, при жизни кромсавшим меня…

(«Пять обращений к трагедии»)

Aquote2

C 1949 года по 1962 год (заявление о разводе опубликовано 3 октября 1961 г.[14]) состояла в браке с профессором кафедры русской литературы ЛГУ Г. П. Макогоненко.

В середине 1950 — начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е — «Верность», «Память».

В 1960 выходит книга «Дневные звёзды».

Последняя напечатанная новая книга — сборник стихотворений «Память», вышедший в 1972 году в Москве

Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года[15]. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.[16] Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений (1990). Выдержки из дневников о приезде поэтессы в деревню Старое Рахино опубликованы в журнале «Знамя» в 1991 году[17][18].

Выдержки из дневников Ольги Берггольц, опубликованных в 2010 году:

Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно… Как же довели до того, что Ленинград осаждён, Киев осаждён, Одесса осаждена. Ведь немцы всё идут и идут… Артиллерия садит непрерывно… Не знаю, чего во мне больше — ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, — к нашему правительству… Это называлось: «Мы готовы к войне». О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи![19]

В 2015 году было объявлено о первом полном издании дневников Ольги Берггольц. Подготовкой издания занимался коллектив Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), в котором с 1975 года хранится личный фонд поэтессы.[20]

Память Править

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Чёрной речки в Приморском районе Санкт-Петербурга. Также именем Ольги Берггольц названа улица в центре Углича. Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где она училась с 1918 по 1921 гг. и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.

В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. Экспозиция состоит из четырёх выставочных разделов — «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы».

К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник» (режиссёр Игорь Коняев, в главной роли Эра Зиганшина)[21].

16 мая 2015 года, в 105-ю годовщину со дня рождения поэта, в Палевском саду Невской стороны Петербурга был открыт памятник Ольге Берггольц[22][23].

Адреса в Ленинграде Править

1932—1943 годы — Дом-коммуна инженеров и писателей, получивший прозвище «Слеза социализма» — улица Рубинштейна, д. 7, кв. 30.

Последние годы жизни — Набережная Чёрной речки, д. 20[24], кв. 57[14].

Библиография Править

Фильмография Править

  • 1962 — «Вступление» — голос за кадром, читает свои стихи
  • 1974 — «Голос сердца» (документальный фильм)
  • 2010 — «Ольга Берггольц. „Как невозможно жили мы…“» (документальный фильм)

Экранизации Править

Музыка Править

Награды и премии Править

Исследования Править

  • «Так хочется мир обнять»: О. Ф. Берггольц. Исследования и публикации: К 100-летию со дня рождения / Отв. редактор Н. Прозорова. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. 336 с., 300 экз., ISBN 978-5-91476-004-2
  • Ольга Оконевская, «И возвращусь опять…» СПб: «Logos», 2005, 268 с., ISBN 5-87288-312-9. Книги воспоминаний об Ольге Берггольц.

Литература Править

  • Соколовская Н. Ольга. Запретный дневник / Соколовская Н.. — 1-е изд.. — СПб: Азбука-классика, 2010. — С. 9-14, 16, 18-19, 21, 23-24, 26. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9985-1146-2, УДК 882, ББК 84(2Рос-Рус)6, О 56.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Самиздат Ленинграда 1950-е — 1980-е. Литературная энциклопедия.. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — С. 97-98.
  • Золотоносов М. Н. Охота на Берггольц. Ленинград 1937. — СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2015. — 464 с. — ISBN 978-5-98846-114-2.
  • Александр Ильич Рубашкин. Голос Ленинграда. Ленинградское радио в дни блокады (Памяти Ольги Федоровны Берггольц). — СПб.: «Петроцентр», 2015. — (Писатели на войне, писатели о войне). — ISBN 978-5-91498-074-7.
  • Берггольц О. Ф. Мой дневник. Т. 1: 1923–1929. — М.: Кучково поле, 2016. — 768 с.: 16 л. ил. — ISBN 978-5-9950-0581-0.

Примечания Править

  1. Herkunft der Familienname Bergholz (нем.)
  2. Происхождение фамилии Берггольц (рус.)
  3. В марте 1942 года хирурга Берггольца, отца Ольги, выслали из Ленинграда в Красноярский край, так как для советских органов он, как этнический немец, считался социально опасным элементом"[_http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1820]. Это однако не помешало впоследствии Евгению Евтушенко назвать фамилию Берггольц «латышской»[1]
  4. Статья «Осетия — особая строка в творческой биографии Ольги Берггольц» на сайте газеты «Северная Осетия» (см. в разделе ссылок ссылку на авторский вариант этой статьи).
  5. С августа 1991 года — «Северная Осетия»
  6. Все стихи. Ольга Берггольц. rupoem.ru. Проверено 6 октября 2015.
  7. Голос блокадной музы Ольги Берггольц. // tvkultura.ru. Проверено 30 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  8. Евгений Колесников. Бездетная Мадонна. Аргументы и факты — Петербург (21 января 2014). Проверено 5 мая 2014.
  9. «Ольга. Запретный дневник», 2010, издательство «Азбука-классика», СПб, сост. Н. Соколовская
  10. 10,0 10,1 Рубашкин А. И. Ленинградское радио в дни блокады, 2015
  11. Евгений Евтушенко. Сумевшая подняться. Из антологии «Десять веков русской поэзии». // newizv.ru. Проверено 30 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  12. [_http://militera.lib.ru/h/rubashkin_ai/13.html Ничто не забыто // Добрые вести. Святая память. Радиофильм «900 дней». Пульс города. «Голоса мертвых и живых»] (рус.). Private Person. Проверено 4 февраля 2017.
  13. Рубашкин Александр, книга "Голос Ленинграда. Ленинградское радио в дни блокады" (рус.). Электронная биб-ка "Литмир", Registrant ELENA KOZACHEK (Ukraine). Проверено 4 февраля 2017.
  14. 14,0 14,1 Вечерний Ленинград, 3 октября 1961 г., № 234(4857), с. 4. — Объявление о разводе с Г. П. Макогоненко, проживающим в Тульском пер., д. 8, кв. 29 (ныне Тульская ул.)
  15. А.Першин. «Блокадная легенда». Газета «Вести Курортного района», № 8 за май 2010 года с.3
  16. Могила О. Ф. Берггольц на Волковском кладбище
  17. «Ольга Берггольц „Из дневников (май, октябрь 1949)“» (рус.). Научно-просветительский журнал «Скепсис». Проверено 29 марта 2015.
  18. Ольга Берггольц Из дневников (май, октябрь 1949). Вступительная статья В.Оскоцкого. Публикация М.Ф.Берггольц // «Знамя». — 1991. — № 3. — С. 160-172.
  19. «К 70-летию прорыва блокады Ленинграда вспоминают погибших от голода и пирожные в Смольном»
  20. Татьяна Горяева: «Мадонна блокады». «Российская газета», Федеральный выпуск № 6705 (134), 22.06.2015
  21. Светлана Мазурова. Запретный дневник. // Российская газета - Северо-Запад, № 5183 (104). Проверено 30 декабря 2011.
  22. Памятник Ольге Берггольц появился в Палевском саду. Агентство актуальной информации "Телеграф" (16.05.2015). Проверено 20 мая 2015.
  23. Открытие памятника Ольге Берггольц (фото). Интерпресс.Ру (16.05.2015). Проверено 20 мая 2015.
  24. Виктория Работнова: «Камень во дворе дома на Чёрной речке — в честь „блокадной музы“». MR7.ru, 17.06.2009

Ссылки Править

Шаблон:Блокада Ленинграда

Ошибка скрипта