ФЭНДОМ

Леонид Михайлович Баткин (родился 29 июня 1932 в Харькове) — российский историк, литературовед, культуролог, общественный деятель.

Образование Править

Окончил исторический факультет Харьковского государственного университета в 1955, кандидат исторических наук (1959, тема диссертации: «Данте и политическая борьба во Флоренции конца XIII — начала XIV веков)». Доктор исторических наук (1992, по совокупности работ на тему «Итальянское возрождение как исторический тип культуры»).

Научная и педагогическая деятельность Править

В 19561967 — преподаватель, доцент Харьковского института искусств, уволен за «грубые идеологические ошибки», в том числе за «пропаганду чистого искусства и формализма». В советский период ему не позволили защитить докторскую диссертацию.

С 1968 работал в Институте всеобщей истории АН СССР: старший научный сотрудник, с 1992 — ведущий научный сотрудник. С 1992, одновременно, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Член Учёного совета РГГУ. Член международного редакционного совета журнала Arbor Mundi («Мировое древо»), издающегося в РГГУ.

В 19871989, одновременно, преподавал в Московском государственном историко-архивном институте.

Специалист по истории и теории культуры, главным образом итальянского Возрождения. Направления научных исследований — итальянское Возрождение как особый тип культуры; характер и пределы личного самосознания в европейской истории культуры; методология изучения индивидуальных и уникальных явлений в истории культуры.

Действительный член Американской академии по изучению Возрождения. Лауреат премии по культуре за 1989 Совета министров Итальянской республики (за книгу о Леонардо да Винчи).

Общественная деятельность Править

В 1979 был участником самиздатского литературного альманаха «Метрополь». В 19881991 был одним из руководителей клуба «Московская трибуна». В 19901992 участвовал в деятельности движения «Демократическая Россия». Придерживается либеральных политических взглядов.

Труды Править

  • Данте и его время: Поэт и политика. М.: Наука, 1965. Изд. на ит. яз.: 1970, 1979.
  • Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. Изд. на ит. яз. 1990.
  • Leonardo da Vinci. Bari: Laterza, 1988.
  • Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.
  • Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990.
  • Возобновление истории: Размышления о политике и культуре. М.: Московский рабочий, 1991.
  • «Не мечтайте о себе»: О культурно-историческом смысле «я» в «Исповеди» бл. Августина. М.: РГГУ, 1993.
  • Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М.: ТОО «Курсив-А», 1994.
  • Петрарка на острие собственного пера: Авторское самосознание в письмах поэта. М.: РГГУ, 1995.
  • Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995.
  • Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М.: РГГУ, 1997.
  • Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания: Августин. Абеляр. Элоиза. Петрарка. Лоренцо Великолепный. Макьявелли. М.: РГГУ, 2000.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики