ФЭНДОМ

Шамиль Салманович Басаев
Ошибка скрипта
Род деятельности:

Ошибка скрипта

Дата рождения:

14 января 1965

Место рождения:

Ошибка скрипта

Страна:

Ошибка скрипта

Дата смерти:

10 июля 2006

Место смерти:

Ошибка скрипта

Автограф:

Ошибка скрипта

Сайт:

Ошибка скрипта

Ошибка скрипта
Wikisource-logo [[Ошибка скрипта|Произведения]] в Викитеке

Шами́ль Салма́нович Баса́ев, Абдалла́х Шами́ль Абу́-Идри́с (14 января 196510 июля 2006) — чеченский террорист, дивизионный генерал [1], вице-премьер (с 1997), а затем (2006) вице-президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия. Обвинялся в организации и совершении убийств и террористических актов на территории Российской Федерации. Был занесён в списки террористов ООН *, Госдепартамента США * и других стран *.

Биография Править

  • 1965 — родился на хуторе Дышне-Ведено Веденского района Чечни (отец — чеченец, мать — аварка). Есть сведения, что род Басаевых, принадлежащий к тейпу Беной, имеет русское происхождение [2].
  • 1987 - по окончании службы в армии (наземные силы обеспечения ВВС) поступил в Московский институт инженеров землеустройства, но в 1988 году бросил учёбу (по другим сведениям, отчислен за неуспеваемость),
  • 19891991 — учился в Исламском институте в Стамбуле.
  • 1991 — принимал участие в защите Дома правительства РСФСР (Белого дома) во время ГКЧП.
  • 1991 — возвращение в Чечню. 5 октября 1991 года принял участие в захвате отрядом боевиков здания КГБ Чечено-Ингушской АССР. 9 ноября 1991 года возглавил угон пассажирского самолёта Ту-154 из города Минеральные Воды в Турцию. По прибытии в Турцию преступники сдались и после переговоров были отправлены в Чечню. *
  • В 1991—1992 Басаев во главе многочисленного отряда чеченских боевиков по приглашению тогдашнего президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея принимал участие в карабахской войне *.
  • 1992 — направляется в Абхазию во главе ставшего впоследствии известным как «абхазский батальон» отряда добровольцев — сторонников Конфедерации горских народов Кавказа — для поддержки абхазской стороны в ходе вооружённого грузино-абхазского конфликта. Президент самопровозглашённой Абхазии Владислав Ардзинба за особые заслуги назначил Шамиля Басаева заместителем министра обороны Абхазии.
  • 1994 - предпринял поездку в Афганистан и Пакистан как официальный представитель ЧРИ
  • 1995, 14-17 июня — печальную мировую известность Басаеву принёс рейд чеченских боевиков на Будённовск. После возвращения Басаев командует Восточным фронтом чеченских боевиков.
  • 1996 — баллотируется на пост президента Чеченской Республики Ичкерия, но получает только 23 %.
  • 1997 — занимал пост вице-премьера, а затем — исполняющего обязанности главы правительства Ичкерии, однако в том же году подаёт в отставку и уезжает в родное Ведено.
  • 1998 - председатель Конгресса Народов Ичкерии и Дагестана, который видит целью своей деятельности «освобождение мусульманского Кавказа от российского имперского ига». 4 июля Шамиль Басаев провел показательные учения так называемая “миротворческой бригады” Конгресса Чечни и Дагестана.
  • 1999 — организует вторжение боевиков в Дагестан (1999).
  • 2000 — при отступлении из Грозного подрывается на мине и получает тяжелое ранение ноги, которую приходится ампутировать. Несмотря на ранение продолжает осуществлять военное руководство действиями чеченских сепаратистов. Последовательно покидает Шатойский котел, а затем совершает прорыв через Улус-Керт (Бой у высоты 776) в родной Веденский район Чечни
  • 2002 — организовал диверсионно-террористический батальон Риядус-Салихин.
  • 2006, 27 июня — Шамиль Басаев назначен вице-президентом Ичкерии [3]

НаградыПравить

Шамиль Басаев награжден высшими наградами ЧРИ: «Къоман Сий» (Честь нации) и «Къоман Турпал» (Герой нации). [4]

Смерть Басаева Править

Басаева как и многих других лидеров боевиков «убивали» несколько раз. Одно из сообщений появилось 3 февраля 2005 [5], другое 13 октября 2005 [6] Басаев погиб в ночь на 10 июля 2006 в районе населённого пункта Экажево (Назрановский район Ингушетии) в результате взрыва сопровождаемого им грузовика со взрывчаткой, которая, предположительно, предназначалась для подрыва здания МВД Ингушетии. Через несколько часов после обнаружения и осмотра ингушской милицией места взрыва глава ФСБ Николай Патрушев официально заявил, что Шамиль Басаев вместе с другими боевиками уничтожен в ходе спецоперации, а планировавшийся взрыв связал с предстоящим саммитом «восьмёрки». Представители чеченских сепаратистов утверждают, что взрыв произошёл из-за неосторожного обращения со взрывчаткой.

Басаев и ГРУ Править

Существует мнение, что участие северокавказских добровольцев в абхазском конфликте не могло бы состояться без финансовой и военной поддержки со стороны Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ, а Шамиля Басаева порой называют агентом ГРУ, вышедшим из-под контроля своих «работодателей». Официальная пропаганда чеченских сепаратистов отвергала эти утверждения как попытку дискредитировать Басаева в глазах его сторонников. Получив боевой опыт на территории Абхазии, Басаев с успехом применил его при организации боевых действий против российских войск в ходе обеих чеченских кампаний.

Басаев как писатель Править

Басаев написал «Книгу муджахеда» по мотивам произведения Паоло Коэльо «Книга воина света», которую он переписал «убрав некоторые излишества, и укрепил всё это аятами, хадисами и историями из жизни сахабов». [7]

Приписываемые террористические акты Править

  • взрывы многоквартирных домов в Волгодонске и Москве в сентябре 1999 года (сам Басаев всегда отрицал свою причастность к этим взрывам);
  • похищение представителя гуманитарной миссии «Врачи без границ» американца Кеннета Глака в Чечне (9 января 2001 года). 3 февраля он был освобождён, а 14 марта 2001 года Басаев взял на себя ответственность за похищение.
  • захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве 23 октября 2002 года, в котором погибло свыше 100 заложников;
  • взрыв Дома правительства в Грозном 27 декабря 2002 года, в результате которого погибло около 70 человек. 25 февраля 2003 года Басаев взял на себя ответственность за организацию теракта. *;
  • ряд терактов с использованием смертников в 2003 году — 5 июля на рок-фестивале «Крылья» в Тушине (Москва), 5 декабря в электричке в Ессентуках, 9 декабря у гостиницы «Националь» (Москва). За все теракты ответственность на себя брал Шамиль Басаев.
  • взрыв в Грозном 9 мая 2004 года, в результате которого погиб президент Чечни Ахмат Кадыров. 17 мая 2004 года Басаев заявил, что он является заказчиком убийства. 15 июня 2006 сайтом чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» было распространено заявление Шамиля Басаева, в котором он вновь взял на себя ответственность за убийство президента Чечни Ахмата Кадырова. Согласно тому же заявлению, исполнителям теракта было заплачено 50 тыс. долларов. Заявление было сделано в видеосюжете о встрече Басаева с Доку Умаровым.
  • рейд на Ингушетию в ночь на 22 июня 2004 года, жертвами которого стали 97 человек. 26 июля была распространена видеозапись Басаева во время нападения.
  • взрывы двух российских пассажирских лайнеров 24 августа 2004.
  • захват школы в Беслане (Северная Осетия) 1 сентября 2004 года, в результате которого погибло свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих. Половина погибших — дети. Ш.Басаев признался в причастности к этому преступлению в интервью, приобщённом к делу о нападении в качестве доказательства * [8];
  • нападение на Нальчик (Кабардино-Балкария) 13 октября 2005 года, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур. 17 октября 2005 года Шамиль Басаев заявил о причастности к нападению [9].

См. также ***.

ИнтервьюПравить

Ссылки Править

Шаблон:Полевые командиры <span id="interwiki-he-fa" />ar:شامل سالمانوفيتش باساييف bg:Шамил Басаев ca:Xamil Bassàiev cs:Šamil Basajev cv:Басаев Шамиль Салманович da:Sjamil Basajev de:Schamil Salmanowitsch Bassajew en:Shamil Basayev eo:Ŝamil Basajev es:Shamil Basáyev fi:Šamil Basajev fr:Chamil Bassaïev he:שאמיל באסייב it:Shamil Basayev ja:シャミル・バサエフ ka:ბასაევი, შამილ ku:Şamil Basayev ms:Shamil Basayev nl:Sjamil Basajev no:Sjamil Basajev pl:Szamil Basajew pt:Shamil Bassaiev sh:Šamil Basajev sl:Šamil Basajev sr:Шамил Басајев sv:Sjamil Basajev tr:Şamil Basayev vi:Shamil Salmanovich Basayev

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики