ФЭНДОМ

Пётр Львович Барк (англ. Sir Peter Bark) (6 (18) апреля 1869, село Новотроицкое Александровского уезда Екатеринославской губернии — 16 января 1937, м. Обань, близ Марселя), российский государственный деятель, из дворян.

Сын чиновника, православный.

Семья Править

Из дворян Екатеринославской губернии. Отец — Людвиг Генрихович Барк (18351882), управляющий Великоанадольским лесничеством. Мать — Юлия Петровна Тимченко (18491931). Жена — баронесса Софья Леопольдовна фон Бер (18671957). Дети — Нина, в замужестве Семенова-Тянь-Шанская (19001975), Георгий (19041936, его раннюю смерть П. Л. Барк пережил очень тяжело и вскоре скончался).

Образование и карьера Править

1887 - окончил гимназический курс в училище при лютеранской церкви св. Анны в Петербурге.

1891 — окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета,

1892 - поступил на службу помощником столоначальника в Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов, направлялся по делам службы в Берлин, Лондон и Амстердам. В 1894 году — младший столоначальник.

1895 — служба в Государственном банке, секретарь управляющего, затем в Берлине в течение шести месяцев изучал банковское дело. Стажировался в известном берлинском банкирском доме Мендельсонов.

18971905 - один из директоров Петербургской конторы Государственного банка и директор отделения заграничных операций этой же конторы, с 1898 года одновременно председатель правления учетно-ссудного банка в Персии, в 18991905 годах — член правления Русско-Китайского банка (оба банка были негласными филиалами российского Государственного банка). С 1901 года, также товарищ (заместитель) председателя совета фондового отдела Петербургской биржи.

1906 — в январе-июне заместитель управляющего Госбанком, далее в Министерстве внутренних дел, был назначен действительным членом попечительского совета приюта П. Г. Ольденбургского.

1907 — в отставке с госслужбы, до 1911 года — директор-распорядитель и член правления Волжско-Камского коммерческого банка.

Служба в правительстве Править

1911 — с 10 августа в должности заместителя министра торговли и промышленности (по приглашению П.А.Столыпина, действительный статский советник.

1914 — 26 января, будучи на аудиенции у Николая II, заявил: «Нельзя строить благополучие казны на продаже водки… Необходимо ввести подоходный налог и принять все меры для сокращения потребления водки». С 30 января — управляющий министерством финансов, с 6 мая — министр финансов Росии, одновременно шеф Отдельного корпуса пограничной стражи. Впоследствии по его инициативе специальным законом от 16 сентября 1914 года была прекращена торговля водкой на время войны.

1915 — разрабатывал проект реформы финансовой системы, одним из звеньев которого являлся подоходный налог.

1915 — тайный советник, в масонской ложе, в августе этого же года подписал совместно с другими министрами письмо Николаю II о «коренном разномыслии» с И. Л. Горемыкиным и невозможности работать с ним. Финансирование военных расходов осуществлял за счет денежной эмиссии, внешних и внутренних займов, тесно контактировал с руководителями финансовых ведомств стран Антанты. Был противником попыток начать расследование вопроса о национальной принадлежности капиталов российских коммерческих банков. Член Госсовета с декабря 1915 и по 1917 год с оставлением в должности министра финансов.

Революция и гражданская война Править

1917 — в период Февральской революции был под арестом с 1 по 17 марта (выдал собственный слуга, которому он в своё время помог избежать отправки на фронт), ордер на арест подписал А. Ф. Керенский, который пояснил, что "Комитет общественного спасения" счёл неудобным идти против волеизъявлений восставшего народа. После освобождения уехал в Крым.

В период Гражданской войны помогал осуществлять финансирование «Белого движения».

Эмиграция Править

1920 — в эмиграции в Англии. В эмиграции жил в Лондоне, руководил Лондонским отделением Объединения деятелей русских финансовых ведомств. Автор воспоминаний, посмертно опубликованных в журнале «Возрождение».

В Лондоне работал советником управляющего Банком Англии (по делам стран Восточной Европы). Занимал руководящие посты в образованных под эгидой Банка Англии Англо-Австрийском, Англо-Чехословацком, Хорватском, Британском и Венгерском банках и в Банке стран Центральной Европы. Представлял директора Банка Англии в американском National City Bank.

В 1929 награжден английским орденом.

Вёл финансовые и имущественные дела эмигрировавших членов российского императорского дома, за что и был возведён в рыцарское достоинство королём Англии (в связи с чем в 1935 принял английское подданство).

Из воспоминаний современников Править

  • Гурко, Владимир Иосифович: «Смелый финансист»3.
  • Путилов, А.С.: «Беспечный и мало вникавший в дело… Скоропалительный и сам не лишённый склонности парадировать перед иностранцами».
  • Яхонтов, Аркадий Николаевич: «Министр финансов Петр Львович Барк, всегда ровный, спокойный и симпатичный, держал себя весьма сановито, говорил убедительно и уверенно. В прениях Совета министров принимал живое участие. Когда беседа сосредотачивалась на крупных вопросах принципиального свойства, он выступал нередко с большим подъемом и настойчиво защищал ту точку зрения, которую почитал правильною. Но резкостей и обострений он избегал, предпочитая воздействовать благожелательностью и примирительными предложениями… В разрешении расходов П. Л. Барк высказывал несомненную широту, особенно на нужды обороны, на культурные вопросы и на производительные мероприятия в экономической области»6.

Библиография Править

  • 1. Барк П. Л., Воспоминания, «Возрождение», 1965
  • 2. Беляев С. Г. П. Л. Барк и финансовая политика России. 1914—1917 гг. СПб., 2002.
  • 3. Гурко В. И. Воспоминания.
  • 4. Путилов А. С. Период князя Голицына // РГАЛИ. Ф.1208. Оп.1 Д.46. Л20 −21 об.
  • 5. Семёнов-Тянь-Шанский Н. Д., Светлой памяти П. Л. Барка, «Возрождение», 1962
  • 6. Федорченко В. И. Императорский дом, Выдающиеся сановники. М., 2001. Т. 1. С. 97.
  • 7. Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802—1917. Биоблиографический справочник. СПб, 2001. С. 60-62.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики