ФЭНДОМ

Файл:Barclay-de-tolly.jpg

Михаил Богданович Баркла́й-де-То́лли (16 (27) декабря 1761, Памушисе Лифляндской губернии — 14 (26) мая 1818, Инстербург) — русский полководец, генерал-фельдмаршал (1814), герой Отечественной войны 1812 года.

Происходил из старинного дворянского шотландского рода Барклай-де-Толли, предки которого в 17 веке переселились в Ригу. На русской военной службе с 1776. 28 апреля 1778 г. произведен в корнеты. Служил адъютантом при генерале Паткуле. В 1786 г. переведен в Финляндский егерский корпус. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 (в 1788 принимал участие в штурме Очакова, а в 1789 — в битве под Каушанами, при взятии Аккермана и Бендер) и русско-шведской войне 1788—1790. По окончании шведской войны переведен в Санкт-петербургский гренадерский полк. Участвовал в военных действиях 1794 г. c поляками и за особые отличия, оказанные при взятии штурмом укреплений г. Вильно и при истреблении отряда Грабовского близ Гродно, награжден орденом св. Георгия 4-й ст. Произведенный затем в подполковники с переводом в Эстляндский егерский корпус, он был назначен командиром 1-го батальона, переименованного при воцарении импер. Павла в 4-й егерский полк; в 1798, уже в чине полковника, назначен шефом этого полка, за отличное состояние которого в 1799 г. произведен в генерал-майоры.

В войне с Францией 1806—07 командовал дивизией1807), отличился в сражении при Прёйсиш-Эйлау (командуя арьергардом при отступлении российской армии к Ландсбергу и Прёйсиш-Эйлау, дал возможность Бенигсену сосредоточиться на позиции у этого города, выдерживая у Гофа напор почти всей армии Наполеона, в сражении был ранен в правую руку с переломом кости и принужден был удалиться из армии, получив, кроме других наград, чин генерал-лейтенанта).

Файл:Barclay de Tolly (Dawe).jpg
В русско-шведской войне 1808—09 русские войска под его командованием совершили переход через пролив Кваркен в зимнее время. В 1809—10 — главнокомандующий русской армией в Финляндии.

С 20 января 1810 по сентябрь 1812 — военный министр. Провёл большую работу по усилению армии. Руководил изданием «Учреждения для управления большой действующей армией», в котором определялись права и обязанности высших начальников и штат полевого штаба. Ввёл корпусную организацию войск и новые воинские уставы, добился усовершенствований в боевой подготовке и довольствии войск, увеличения численности армии и строительства новых крепостей.

В Отечественной войне 1812 года командовал 1-й Западной армией, ему же, как военному министру, была подчинена 2-я Западная армия П. И. Багратиона и 3-я армия Тормасова. В условиях значительного превосходства французских войск сумел успешно осуществить отход и соединение двух русских армии под Смоленском. Однако отступление вызвало недовольство в стране и армии, и 17(29) августа 1812 в командование войсками вступил М. И. Кутузов. Барклай-де-Толли остался командующим 1-й Западной армией. В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. На военном совете в Филях поддержал предложение М. И. Кутузова об оставлении Москвы. После Бородинского сражения Барклай-де-Толли заболел, а в Тарутинском лагере болезнь его так усилилась, что он должен был уехать из армии.

С 4 февраля 1813 г. командующий 3-й армией, а после смерти М. И. Кутузова — объединённой русско-прусской армией. Успешно руководил ею в походах 1813—14 против войск Наполеона I, в частности в сражениях при Лютцене, Бауцене, под Торном, Кульмом, Лейпцигом, Парижем. За заслуги возведен в графское достоинство, а после взятия Парижа получил фельдмаршальский жезл. По возвращении в Россию Б. был назначен главнокомандующим 1-ю армией, с которой в 1815 г. вступил в пределы Франции. Битва при Ватерлоо остановила дальнейшее движение русских войск. 30 августа 1814 г. после смотра под Вертю Б. был возведен в княжеское достоинство. Скончался по пути на минеральные воды в Инстербурге. Похоронен в имении Беклор в Лифляндии (Иыгевесте, Эстония).

Памятники Барклаю-де-Толли сооружены на его могиле, а также в Санкт-Петербурге на Казанской площади, в Москве у «Кутузовской избы» и в ТартуРиге восстановлен памятник, утерянный в годы Первой мировой войны.

Литература Править

en:Michael Andreas Barclay de Tolly et:Michael Andreas Barclay de Tolly fi:Michael Barclay de Tolly fr:Michel Barclay de Tolly ja:バルクライ・ド・トーリ nl:Michael Andreas Barclay de Tolly pl:Barclay de Tolly sl:Mihail Bogdanovič Barclay de Tolly sv:Michail Barclay de Tolly

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики