ФЭНДОМ

Анта́нас Барана́ускас (лит. Antanas Baranauskas; Baranowski, Baranauskis, Baronas; 17 января 1835, Оникшты — 26 ноября 1902, Сейны) — литовский поэт и языковед; писал также на польском языке.

Биография Править

Родился в крестьянской семье. Закончил начальную школу в Аникщяй и двухлетнюю школу писарей в Румшишкес, служил в волостных канцеляриях Расейняй, Скуодасе и других городках (18531856). Познакомился с польской поэтессой Каролиной Проневской, во многом определившей направленность поэтического творчества Баранаускаса.

В 1856 поступил в католическую духовную семинарию в Варняй, затем обучался в петербургской католической Духовной академии, которую окончил в 1862. Ещё в Варняй заинтерсовался лингвистикой, стал первым литовским диалектологом и создателем терминов литовской грамматики. В 18631864 продолжил изучение теологии в университетах Мюнхена и Рима. После подавления восстания 1863 занял узкоклерикальные позиции и отошёл от поэтического творчества. Был профессором ковенской духовной семинарии, где преподавал моральную теологию и гомилетику (18661884). В 1897 назначен епископом в Сейны. Умер в Сейнах и там же похоронен.

Творчество Править

Помимо ряда стиховторений на польском языке, написал большое стиховтореное произведение из четырнадцати песен «Путешествие в Петербург» («Kelionė Petaburkan», 18581859). Наиболее известное и художественно совершенное произведение Баранускаса — поэма «Аникшчяйский бор» («Anykščių šilelis», 18581859), причисляемую к классике литовской литературы и переведённую на многие языки. Перу Бараунскаса принадлежит также дидактическая поэма «Бич и милость Божья» («Dievo rykštė ir malonė», 1859) и некоторые другие произведения.

Сочинения Править

  • O mowie ludu żmudzkiego i litewskiego. 1857.
  • Anykščių šilelis. Vilnius, 1966.
  • Аникшчяйский бор. Пер. с литов. Н. Тихонова, Вильнюс, 1952.

Литература Править

  • История литовской литературы. Вильнюс: Vaga, 1977. С. 87—101.

Ссылки Править

fi:Antanas Baranauskas lt:Antanas Baranauskas pl:Antanas Baranauskas

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики