ФЭНДОМ

Бао Дай вьет. Bảo Đại (22 октября 1913 — 30 июля 1997) — последний император Вьетнама, 13-й император династии Нгуен.

Родился под именем Нгуен Винь Тхюи (Nguyễn Vĩnh Thụy) в городе Хюэ (Huế), который в то время был столицей Вьетнама. По вероисповеданию — католик. Его отцом был император Кхай Динь (Khải Định). Получил образование в Парижском университете политических исследований. В 1925, после смерти отца, стал императором и принял имя Бао Дай, но также был известен под именами Нгуен Фук Тхиен (Nguyễn Phúc Thiển) или Винь Тхюи (Vĩnh Thụy). Фактически был марионеткой французской администрации, поскольку в то время Вьетнам входил в состав Французского Индокитая.

Женился 20 марта 1934, имел 5 детей. Помимо «главной» жены, имел ещё 4 жён, от которых у него также были дети. Одна из его жён, Моника Бодо, была француженкой, но впоследствии приняла вьетнамское имя.

В 1940 Япония вторглась в Индокитай. Хотя формально французская администрация сохранилась, так как вишистская Франция была союзницей Германии и Японии, японцы стали активно вмешиваться в её политику. В 1945 японцы оказывали давление на Бао Дая, требуя провозгласить «независимость» Вьетнама и включить его в сферу влияния Японии, а в случае отказа грозили посадить на трон принца Кыонг Де (Cường Để). После поражения Японии к власти пришёл Хо Ши Мин, под давлением которого Бао Дай 25 августа 1945 отрёкся от престола и получил должность «верховного советника» нового правительства в г. Ханой, куда была перенесена столица. Тем не менее, коммунистам не удалось установить полный контроль над страной; в стране разгорелась гражданская война, которой воспользовались французы, чтобы остаться. Бао Дай вскоре уехал во Францию. В 1949 под давлением французов он вернулся и стал «главой государства» в Южном Вьетнаме (но уже не императором), однако вскоре вернулся во Францию и не принимал участия во вьетнамской политике. Ему принадлежит высказывание: «Я предпочитаю быть простым гражданином независмой страны, чем императором порабощённой».

После поражения французов под Дьен Бьен Фу в 1954 Бао Дай вновь был назначен главой Южного Вьетнама в Сайгоне, однако он назначил главой правительства Нго Динь Зьема и переехал в Париж. Зьем в 1955 организовал референдум, который отстранил Бао Дая от власти и провозгласил республику.

В 1972, находясь в Париже, Бао Дай призвал вьетнамский народ к национальному примирению. Северный Вьетнам предложил ему войти в коалиционное правительство. Бао Дай отказался, однако высказал резкую критику в адрес американцев и южновьетнамского президента Нгуен Ван Тхиеу.

Умер в военном госпитале Валь-де-Грас (Val-de-Grâce) в Париже. Похоронен на кладбище Пасси (Cimetière de Passy) в Париже. После его смерти династию Нгуен возглавил его старший сын Бао Лонг (Bảo Long).

Цитаты Править

  • «То, что называют „решением Бао Дая“, оказывается на поверку решением французов»
  • «Я предпочитаю быть простым гражданином независмой страны, чем императором порабощённой»
  • «Если бы ваше правительство дало бы мне хоть тысячную часть той суммы, что оно потратило на моё отстранение от власти, я бы выиграл войну»
  • «Я не желаю, чтобы иностранная армия проливала кровь моего народа» — в ответ на предложение японцев разместить в Хюэ японский гарнизон для защиты от коммунистических партизан.

Ссылки Править

en:Bao Dai es:Bao Dai fi:Bảo Đại fr:Bảo Đại ja:バオ・ダイ nl:Bao Dai no:Bao Dai av Vietnam pl:Bao Dai pt:Bao Dai sv:Bao Dai vi:Bảo Đại zh:阮福晪

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики