ФЭНДОМ

Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский (5 (16) ноября 1788, Москва — 25 января (6 февраля) 1850, Санкт-Петербург) — русский историк.

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Биография Править

Сын Николай Николаевича Б.-К. (Бантыш-Каменские), историк Малороссии. Образование получил домашнее, в 1800 г. помещён был юнкером в московский архив Иностранной коллегии, управляющим которого состоял его отец.

Будучи командирован в Сербию, Б.-К. имел возможность обозреть южную Россию и страны, лежавшие по пути, которые и были им описаны в изданном им «Путешестии в Молдавию, Валахию и Сербию» (М., 1810).

В 1812 г. Б.-К. сопровождал отца в Н. Новгород, куда на время был вывезен архив. По возвращении в Москву Б.-К. слушал лекции в университете, но вскоре за тем, по смерти отца (1814), перешёл на службу в Петербург в Коллегию иностранных дел. Прекрасное знание языков открывало перед ним широкое поле дипломатической деятельности, но этим он не воспользовался, а поступил сначала чиновником особых поручений, а потом правителем канцелярии к кн. H. Г. Репнину, назначенному в 1816 г. военным губернатором Малороссии. Пятилетнее пребывание здесь дало ему возможность вновь предаться любимым архивным занятиям, плодом которых является его «История Малой России от присоединения её к Росс. государству до отмены гетманства, с общим введением, приложением материалов и портретами» (4 т., 1822; 2 изд., 3 т., Москва, 1830; 3 изд., 1842) — труд, предпринятый по поручению кн. Репнина, который принимал даже непосредственное участие в составлении первого тома. Источниками для автора послужили: рукописный труд его отца по тому же предмету, многочисленные документы московского архива, материалы архива малороссийской коллегии (при губернском правлении в Чернигове), архив кн. Репнина и многие местные материалы. Труд этот, не лишённый недостатков, по сие время остаётся единственной цельною историей Малороссии. В марте 1825 г. Б.-К. назначен был губернатором в Тобольск. В этой должности он много заботился о благоустройстве города, улучшении быта ссыльных и местных инородцев (способствовал отмене калыма среди диких вогулов), о промышленности края и т. п.

Несмотря, однако, на столь полезную деятельност, Б.-К. в 1828 г. стал жертвою сенаторской ревизии, за которую потянулись следствие и суд в Петербурте (по 1834 г.). По поводу этих преследований он составил подробную записку под заглавием «Шемякин суд в XIX стол.»; часть её была напечатана в "Русск. Старине" 1873 г.

Пользуясь своим невольным досугом, Б.-К. вновь отдаётся любимым литературным занятиям. К этому времени относится его «Словарь достопамятных людей русской земли» (5 т., Москва, 1836, дополнения в 3 т., Спб., 1847), основанный на множестве архивных источников, фамильных документов и устных сообщениях.

В мае 1836 г. Б.-К. назначен был губернатором Виленской губернии; здесь он обратил внимание на улучшение богоугодных заведений и госпиталей, на устройство городов, но в 1838 г. был отозван и причислен к мин. внутрен. дел. Затем он состоял членом совета этого министерства (1839) и членом департ. уделов (1810), а в 1841 г. пожалован в тайные советники.

К последнему периоду жизни Б.-К. принадлежат его «Биографии росс. генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» (4 ч., Спб., 18401841), на издание которых импер. Николай I пожаловал 2000 р.

Бантыш-Каменский умер в Петербурге 26 января 1850 года, а погребён в Москве, в Донском монастыре.

Он был женат 3 раза и оставил значительное семейство, но ни служба, ни литературные труды его не обогатили, так что на погашение его долгов импер. Николай Павлович пожаловал 10000 руб.

Литература Править

Б.-К. принадлежат еще:

  • «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствов. Петра Вёл.» (2 ч., Москва, 1813 с 22 портретами и 2 медалями; 2 изд., Москва, 1821; франц. перевод, Москва, 1822 и 1828; париж. изд. 1826 и 1829 с портр.; англ. перевод, Лондон, 1851 без портр.),
  • «Источники малороссийской истории» (напечатаны Бодянским в «Чтениях моск. общ. истории» 1858, кн. I и 1859, кн. I) и другие труды.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики