ФЭНДОМ

Файл:Bandar.jpg
Файл:Sirimavo.jpg

Сиримаво Ратватте Диас Бандаранаике (1916-2000) - премьер-министр Шри-Ланки в 1960-1965, 1970-1977, 1994-2000 гг.; первая в мире женщина-премьер-министр.

Родилась в Балангоде, близ Ратнапуры, в богатой семье крупных землевладельцев. Буддистка по вероиспедованию, образование она, тем не менее, получила в католической школе в Коломбо. В 1940 г. вышла замуж за Соломона Бандаранаике, который впоследствии основал Партию свободы Шри-Ланки (ПСШЛ) (тогда - Цейлона) и привёл её к победе на выборах 1956 г. После его убийства в 1959 г. партию возглавила Сиримаво Бандаранаике. Одержав уверенную победу на выборах 1960 г., стала первой в новейшей истории женщиной-премьер-министром. В 1963 г. объявила сингальский государственным языком (вместо английского), что вызвало возмущение тамильского меньшинства. Во внешней политике за годы правления Бандаранаике Шри-Ланка стала заметным участником движения неприсоединения.

В 1965 г. ПСШЛ проиграла на выборах Объединённой национальной партии Шри-Ланки, и Бандаранаике стала главой оппозиции. После возвращения к власти в 1970 г. она стала в большей степени придерживаться социалистической ориентации как во внутренней, так и во внешней политике. Были национализированы банки, порты, ряд отраслей промышленности (в том числе чайная). Усилились связи как с СССР, так и с КНР; главным партнёром страны по-прежнему оставалась Индия, но были налажены хорошие отношения также и с Пакистаном. В 1972 г. были приняты поправки в конституцию, согласно которым Цейлон провозглашался Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка; в том же году была выведена последняя британская военная база (из Тринкомали).

Несмотря на высокий международный авторитет правительства Бандаранаике (в 1976 г. в Коломбо прошла конференция стран-участниц движения неприсоединения - крупнейший международный саммит, когда-либо проведённый в Шри-Ланке), её позиции внутри страны постепенно слабели, поскольку реализация не всех социально-экономических реформ оказалась удачной. В 1976 г., после сопровождавшихся погромами выступлений ряда левых партий (главным образом «Джаната Вимукти Перамуна» (ДВП)), было объявлено чрезвычайное положение. Для подавления мятежа Бандаранаике пришлось прибегнуть к военной помощи Индии и Пакистана. В столкновениях погибло около 10 тыс. человек. Чтобы избежать раскола нации, Бандаранаике позднее объявила политическую амнистию - лишь лидеры ДВП получили длительные сроки тюремного заключения. В 1977 г. ПСШЛ потерпела сокрушительное поражение на очередных выборах.

В 1980 г. Бандаранаике была обвинена правительством ОНП в злоупотреблении властью и лишена права заниматься политической деятельностью (запрет был снят в 1986 г.). В 1988 г. Бандаранаике участвовала в президентских выборах, но проиграла кандидату от ОНП Ранасингхе Премадасе. В 1994 г. дочь Бандаранаике Чандрика Кумаратунга, победив на президентских выборах, назначила мать премьер-министром. В августе 2000 г. Бандаранаике ушла в отставку (будучи в 84 года самой возрастной в мире женщиной-политиком), уступив свой пост Ратнасири Викреманаяке, а 10 октября 2000 г. скончалась от сердечного приступа сразу после голосования на парламентских выборах.de:Sirimavo Bandaranaike en:Sirimavo Bandaranaike es:Sirimavo Bandaranaike fa:سیریماو بندارانایکه fi:Sirimawo Bandaranaike fr:Sirimavo Bandaranaike id:Sirimavo Bandaranaike nn:Sirimavo Bandaranaike no:Sirimavo Bandaranaike pl:Sirimavo Bandaranaike pt:Sirimavo Bandaranaike sq:Sirimavo Bandaranaike sv:Sirimavo Bandaranaike uk:Бандаранаіке Сірімаво zh:西麗瑪沃·拉特瓦特·迪亞斯·班達拉奈克

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики