ФЭНДОМ

Балтимор Дейвид (David Baltimore; род. 7 марта 1938 г., Нью-Йорк) — американский биохимик, молекулярный биолог и вирусолог. Окончил медицинский колледж в Суортморе, штат Пенсильвания (1960), изучал молекулярную биологию и вирусологию в Массачусетсском технологическом институте (1960—1961) и Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке (в 1964 г. — степень доктора), а затем совершенствовался в области биохимии снова в Массачусетсском технологическом институте (1964—1965). В 1965—1968 гг. Балтимор — научный сотрудник Института биологических исследований им. Дж. Солка в Сан-Диего, штат Калифорния, с 1968 г. — профессор Массачусетсского технологического института.

Балтимору принадлежит одно из крупнейших достижений в молекулярной биологии и генетике 20 в.: он экспериментально доказал, что носителем генетической информации может быть не только молекула ДНК (дезоксирибоноклуиновой кислоты), что до него не подвергалось сомнению, но и молекула РНК (рибонуклеиновой кислоты), которой до этого приписывалась лишь функция переноса генетической информации от ДНК к белку. Начав в середине 1960-х гг. исследования РНК-содержащих вирусов полиомиелита (ряд лабораторных экспериментов он проводил вместе с женой Элис, микробиологом), Балтимор затем обратился к опухолеродным вирусам, многие из которых также содержали РНК, но не содержали ДНК. В серии экспериментов конца 1960-х — начала 1970-х гг. Балтимор установил, что способность РНК-содержащих вирусов поражать клетки тканей человека и животных — это следствие так называемой обратной транскрипции, то есть возможности передачи генетической информации не от ДНК к РНК, затем к белку (транскрипция), а, наоборот, от молекулы РНК к ферменту ДНК — полимеразе (ревертазе) и уже от него к клетке, которая в результате перерождается в опухолевую. Открытие (одновременно с Хоуардом Темином и независимо от него) обратной транскрипции позволило Балтимору раскрыть механизм возникновения многих форм злокачественных опухолей и лейкозов. После 1973 г. Балтимор открыл и описал восемь ранее неизвестных онкогенных вирусов, относящихся к так называемым ретровирусам (к последним принадлежат также возбудители гепатита и СПИДа). В то же время Балтимор на базе этого открытия разработал методы искусственного синтеза генов, определяющих структуру белка в молекулах гемоглобина человека, заложив, таким образом, основы генной инженерии.

За эти открытия в 1975 г. он был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Темином и Р. Дульбекко). Балтимор — член Национальной АН США, Американской академии искусств и наук, Лондонского Королевского общества, а также многих других научных обществ и организаций, почетный доктор ряда американских и зарубежных университетов (с 1979 г. член ученого совета Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана). Балтимор — председатель Комитета по исследованию СПИДа Национального института здоровья США (с 1986 г.), а также консультант по вопросам медицины ряда правительственных учреждений.

Балтимор принадлежит к тем ученым, которые видят опасность злоупотребления достижениями генной инженерии и выступают за мораторий на некоторые направления исследований в этой области.

de:David Baltimore

en:David Baltimore es:David Baltimore fi:David Baltimore pt:David Baltimore ro:David Baltimore

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики