ФЭНДОМ

Дмитрий Михайлович Балашов
Имя при рождении:

Эдвард Михайлович Гипси

Дата рождения:

07.11.1927

Место рождения:

Ленинград

Дата смерти:

17.07.2000

Место смерти:

дер. Козынево, Новгородская обл.

Гражданство:

СССР, Россия

Род деятельности:

прозаик

Дебют:

«Господин Великий Новгород», 1967

Произведения на сайте Lib.ru

Биография Править

Балашо́в Дми́трий Миха́йлович (7 ноября 1927, Ленинград17 июля 2000, деревня Козынево, Новгородская область), русский писатель.

При рождении носил имя Эдвард Михайлович Гипси. Отец — актёр (сыграл, в частности, эпизодическую роль в фильме «Чапаев»), автор одного сборника стихов Михаил Михайлович Гипси́ (псевдоним, настоящая фамилия — Кузнецов, 18911942, умер в блокаду), мать, Анна Николаевна Васильева — художник-декоратор. Первую блокадную зиму провел в Ленинграде. С 1942 по 1944 год был в эвакуации в Сибири (Алтайский край). После войны Эдвард и его младший брат Генрик Гипси сменили фамилию на Балашовы (выбрав её в телефонной книге), а имена — на Дмитрий и Григорий[1].

Выпускник Ленинградского театрального института им. А. Островского (1950 год), кандидат филологических наук, писатель, фольклорист и историк. Работал в Вологодской культпросветшколе и ряде других мест. В 1957 году поступил в аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде, которую окончил в 1960 году, после чего переехал в Петрозаводск. С 1960 по 1969 год работал фольклористом в Институте литературы, языка и истории Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске. Имеет ученую степень кандидата филологических наук.

Балашов предпринял несколько экспедиций на Север и центральных областей РСФСР по сбору народного поэтического творчества и издал несколько научных сборников: «Народные баллады» (1963 - в серии "Библиотека поэта" издательства "Советский писатель"), в 1966 году - исследование "История жанра русской баллады" (издательство "Карелия"), «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря» (1969 - в соавторстве с музыковедом Ю. Е. Красовской - издательство "Музыка"), «Сказки Терского берега Белого моря» (1970 - издательство "Наука") и др. В 1962 Балашов принял участие в организации «Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры».

С 1972 по 1983 год Балашов жил в деревне Чеболакша на Онежском озере. После того, как его дом сгорел, он переехал в Новгород.

К художественному творчеству Балашов обратился уже в зрелом возрасте. Первая повесть «Господин Великий Новгород», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» в 1967 году, изображала жизнь новгородского общества XIII века пластично, зримо и достоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя научную работу, Балашов посвящает себя и литературному труду.

Талант исторического романиста проявился в романе «Марфа-посадница» (1972), охватывающем период с 1470 по 1478 год и посвящённом присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой. Целостное, исторически документальное воссоздание эпохи сочетается в романе с воплощением ярких, драматических характеров людей из разных сословий. Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски» (С. Котенко). Апология «воли», симпатии к новгородским еретикам XV века] при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некоторое следование В. Л. Янину) в известной мере лишили роман «объективности и мудрого историзма» (С. Семанов).

Balashov

Мемориальная табличка на доме по улице Славной в Великом Новгороде

Главный труд Балашова-художника — цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1977), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991—97), «Воля и власть» (2000), «Юрий» (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 года (кончина князя Александра Невского) до 1425 года. Именно в «Государях Московских» впервые в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойдённой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены основные исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен исторических деятелей. Соединение эпичности с напряжёнными нравственно-психологическими коллизиями, духовное содержание русской истории XIV века, высокие художественные достоинства поставили романы Балашова в ряд серьёзных реалистических произведений, повествующих о мире и человеке. Эту эпопею писатель творил опираясь на научное наследие историка Л. Н. Гумилёва, вследствие чего, его проза получила подлинно масштабное видение исторического развития Евразии в XIII—XV вв., превосходящее панораму первых исторических романов «Новгородского цикла».

«Самодвижение характеров согласовано с верностью летописному факту. Концепция исторической вариативности опирается на свободу нравственного выбора».

17 июля 2000 года Дмитрий Балашов был убит у себя дома в деревне Козынево. Его труп, завёрнутый в рогожу, был найден перед домом писателя. У Балашова была обнаружена травма головы и следы удушения. В 2004 году суд признал виновными в преступлении ранее судимого жителя Новгорода и сына писателя Арсения Балашова (за укрывательство убийства своего отца и угон его автомашины).

Биография Балашова Дмитрия Михайловича на:

Библиография Править

Историческая проза Править

Государи московские Править

  1. «Младший сын» — о борьбе за власть сыновей Александра Невского — Дмитрия и Андрея, об отношениях с Ордой, о созидании младшим сыном Невского Даниилом Московского княжества как центра последующего объединения страны.
  2. «Великий стол» — о трагическом противостоянии Москвы и Твери.
  3. «Бремя власти» — о княжении Ивана Калиты, при котором окончательно определилась руководящая роль Москвы в объединении русских земель.
  4. «Симеон Гордый» — о времени правления Симеона Гордого
  5. «Ветер времени» — о жизнедеятельности митрополита Алексия и времени правления Ивана Ивановича (Красного).
  6. «Отречение» — о молодых годах князя Дмитрия Ивановича.
  7. «Святая Русь». Книга 1 «Степной пролог» — о годах княжения Дмитрия Донского и Куликовской битве.
  8. «Святая Русь». Книга 2 «Сергий Радонежский» — о Сергии Радонежском и исторических событиях 1380-х гг. (походе Тохтамыша на Москву, заключении Кревской унии и др.).
  9. «Святая Русь». Книга 3 «Вечер столетия» — об исторических событиях конца XIV века (отношениях Руси с Золотой Ордой, Великим княжеством Литовским и др.).
  10. «Воля и власть» — о княжении Василия I.
  11. «Юрий» (незаконченный роман)

Исторический роман Править

  1. «Бальтазар Косса» — о папе римском Иоанне XXIII

Историческая проза Править

  1. «Господин Великий Новгород» — о битве под Раковором между новгородцами и крестоносцами, стремившимися взять реванш за недавний разгром на Чудском озере.
  2. «Марфа-посадница» — о Марфе-посаднице.
  3. «Похвала Сергию» — о Сергии Радонежском.

Библиография трудов Балашова Дмитрия Михайловича на:

Примечания Править

См. также Править

Ссылки Править

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики