ФЭНДОМ

Мари́я Ка́рповна Ба́йда (1 февраля 192230 августа 2002) — Герой Советского Союза, санинструктор, старший сержант.

БиографияПравить

Мария Карповна Байда родилась 1 февраля 1922 года в селе Новосельское Ак-Мечетского района Крымской АССР, РСФСР (ныне Черноморский район Автономной Республики Крым, Украина), в крестьянской семье. Русская. Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года. Окончила неполную среднюю школу в городе Джанкой в 1936 году. Работала в совхозе, в больнице, затем в кооперативе села Воинка Красноперекопского района Крыма.

В Красной Армии с 1941 года. Окончила курсы медицинских сестёр.

В боях Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Санинструктор 514-го стр. полка (172-я стрелковая дивизия, Приморская армия, Северо-Кавказский фронт) комсомолка старший сержант Байда в одном из боёв за Севастополь в мае 1942 года освободила из плена советского командира и нескольких бойцов, уничтожив из автомата 15 солдат противника и четверым раскроила черепа прикладом автомата.

Звание Героя Советского Союза присвоено 20 июня 1942 года.

Попав в плен, держалась мужественно и стойко. Прошла концлагеря Славут, Равенсбрюк. В Австрии удалось перебраться в лагерь для гражданских лиц. Работала на лесоповале в Австрийских Альпах. По доносу была арестована гестапо. Освобождена из гестапо американскими войсками 8 мая 1945 года.

После войны была демобилизована.

Работала заведующей отделом ЗАГС Севастопольского горисполкома, за 28 лет работы она дала напутствия и вручила свидетельства о регистрации браков примерно 60 000 молодых пар, зарегистрировала более 70 000 новорожденных. Неоднократно избиралась депутатом городского совета.

Умерла 30 августа 2002 года.

НаградыПравить

ПамятьПравить

  • Её имя занесено на мемориальную доску, посвященную защитникам Севастополя, получившим звание Героя Советского Союза за оборону Севастополя.
  • С 1976 года Почётный гражданин города Севастополь.
  • 20 сентября 2005 года было принято решение присвоить детскому парку в районе улицы Одесской название «Комсомольский парк имени Героя Советского Союза Марии Байды».en:Maria Baida

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики