ФЭНДОМ

Файл:Bagration P I.jpg

Багратио́н Пётр Ива́нович (1765, город Кизляр — 12 (24) сентября 1812, деревня Симы Владимирской губернии), грузинский полководец, генерал от инфантерии (1809), ученик и сподвижник А. В. Суворова и М. И. Кутузова, герой Отечественной войны 1812 года.

Родился в семье полковника. Происходил из старинного грузинского княжеского рода Багратионов. Родоначальником этого рода являлся племянник грузинского царя Вахтанга VI, царевич Александр Иессеевич Багратион, выехавший в Россию в 1757 г. и служивший подполковником в кавказской дивизии. Пётр Багратион был его внуком.

Военную службу Пётр Багратион начал в 1782 сержантом. С 1782 по 1792 служил в Кавказском мушкетёрском, Киевском конно-егерском и Софийском карабинерном полках. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—92 и Польской кампании 1793—94. В 1798 — командир 6-го егерского полка.

В Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова 1799 года генерал-майор Багратион командовал авангардом союзной армии, особенно отличился в сражениях на реках Адда и Треббия, при Нови и Сен-Готарде. Активный участник войны против Франции 1805-07. В кампании 1805, когда армия М. И. Кутузова совершала стратегический марш-манёвр от Браунау к Ольмюцу, Багратион возглавлял её арьергард. Его войска провели ряд успешных боёв, обеспечивая планомерное отступление главных сил. Особенно прославились они в сражении при Шенграбене.

В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии, которые стойко отражали натиск французов, а затем составили арьергард и прикрывали отход главных сил.

В кампаниях 1806—07 Багратион, командуя арьергардом русской армии, отличился в сражениях у Прёйсиш-Эйлау (ныне Багратионовск) и Фридланда.

В русско-шведской войне 1808—09 командовал дивизией, корпусом. Руководил Аландской экспедицией 1809 года, в ходе которой его войска, преодолев по льду Ботнический залив, заняли Аландские острова и вышли к берегам Швеции.

Во время русско-турецкой войны 1806—12 годов был главнокомандующим Молдавской армией (июль 1809 — март 1810), руководил её боевыми действиями на левом берегу Дуная. Войска Багратиона овладели крепостями Мачин, Гирсово, Кюстенджи, разгромили у Рассавета 12-тысячный корпус отборных турецких войск, нанесли крупное поражение противнику под Татарицей.

С августа 1811 Багратион — главнокомандующий Подольской армией, переименованной в марте 1812 во 2-ю Западную армию. Предвидя возможность вторжения армии Наполеона в пределы России, выдвинул план, который предусматривал заблаговременную подготовку к отражению агрессии. В начале Отечественной войны 1812 года искусным манёвром от Волковыска к Смоленску вывел 2-ю Западную армию на соединение с 1-й Западной армией М. Б. Барклая-де-Толли. Это способствовало срыву замыслов Наполеона разгромить в приграничной полосе русские армии порознь. Багратион выступал горячим сторонником привлечения к борьбе с агрессором широких слоёв народа. Был одним из инициаторов и организаторов партизанского движения.

В Бородинском сражении армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка русских войск, отразила все атаки армии Наполеона. Смертельно раненый в этом сражении, главнокомандующий 2-й армией генерал Багратион, на предложение врачей ампутировать раненую ногу, сказал: "Эта рана за Москву, с нею я умру. Предчувствую свою кончину. Боже! Спаси Отечество!"

В 1839 по инициативе поэта-партизана Д. В. Давыдова его прах из деревни Симы перенесён на Бородинское поле.

Выдающиеся военные способности, большое личное мужество и храбрость, заботливое отношение к подчинённым снискали Багратиону любовь и уважение в войсках. Полководческая деятельность Багратиона оставила заметный след в военной истории. Багратион выступал носителем передовых идей во всех областях военного дела. Он обогатил военное искусство своего времени опытом ведения авангардных и арьергардных боёв, смелых манёвров в самых сложных условиях боевой обстановки, прогрессивными методами обучения и воспитания войск.

Литература Править

en:Pyotr Bagration es:Pyotr Bagration fi:Pjotr Bagration fr:Pierre de Bagration he:פיוטר בגרטיון ja:ピョートル・イワノヴィッチ・バグラチオン ka:ბაგრატიონი, პეტრე ივანეს ძე ko:표트르 바그라티온 nl:Pjotr Bagration pl:Piotr Iwanowicz Bagration sl:Peter Ivanovič Bagration sv:Peter Ivanovitj Bagration

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики