ФЭНДОМ

Пя́трас Баби́цкас (лит. Petras Babickas; 29 апреля 1903, дер. Лаукманишкяй-Вирбалишкяй, ныне Купишкский район Литвы — 1991) — литовский поэт, прозаик, публицист.

Биография Править

Во время Первой мировой войны с родителями был в эвакуации в Петрограде, где начал учиться в гимназии. Окончил гимназию в Паневежисе (1923). В 19231930 учился в каунасском Литовском университете. Работал учителем в Юрбаркасе (19251926). В 19261931 был первым диктором Литовского радио в Каунасе, начавшего вещание в 12 июня 1926. Некоторое время был директором каунасского Радиофона, как называлась литовская радиостанция.

Выступал также в роли фотографа и фотохудожника — фотографии с короткими корреспонденциями публиковал в газетах и журналах, выпускал фотоальбомы. Считается одним из родоначальников литовской художественной фотографии. В декабре 1932 организовал первую в Литве персональную выставку художественной фотографии (свыше 300 снимков). 15 января 1933 вместе с единомышленниками учредил Союз фотолюбителей Литвы и участвовал в его деятельности. Основал и редактировал журнал «Фотолюбитель» («Foto mėgėjas»; вышло два номера в 1933 и 1934), принял участие в организации журнала «Галерея» («Galerija»), посвящённого фотографии.

С 1933 директор Государственного театра в Каунасе. Редактировал журнал «Мусу Вильнюс» («Mūsų Vilnius», русск. «Наш Вильнюс»). По его инициативе во время немецкой оккупации в Каунасе в здании Военного музея Витаутаса Великого был организован Музей красного террора. С приближением Советской армии в 1944 выехал из Литвы в Германию. С 1946 жил в Риме, затем переехал в Канаду. В 1949 переехал в Бразилию и обосновался в Рио-де-Жанейро. В 19501965 работал в посольстве независимой Литовской Республики в Бразилии секретарём, заведующим отделом культуры, атташе по печати. С 1958 на радио Рио-де-Жанейро вёл еженедельные часовые передачи на португальском языке «Голос Литвы». Когда в 1965 посольство было закрыто, оставшийся без средств к существованию Пятрас Бабицкас перехал к брату в США.

Творчество Править

С 1921 сотрудничал в литовской печати. Участвовал в газете «Литературос науенос» («Literatūros naujienos», русск. «Литературные новости»), еженедельном журнале «Науйойи Ромува» («Naujoji Romuva», русск. «Новая Ромува»), журнале «Вайрас» («Vairas», русск. «Руль») и других изданиях. Первый сборник стихов «Geltona ir juoda» («Жёлтое и чёрное», 1930). Писал рассказы (сборник «Vakar», то есть «Вчера», 1931), путевые очерки, книжки для детей. Несколько сборников стихотворений издал в эмиграции.

Сотрудничал в литовском эмигрантском журнале «Aidai» («Эхо»), для выходившей в Бостоне «Литовской энциклопедии» писал статьи о португальской и бразильской литературах.

Несколько стихотворений Пятраса Бабицкаса перевёл на русский язык К. Д. Бальмонт, поддерживавший дружеские отношения с его сестрой актрисой Уне Бабицкайте-Грайчюнене.

Издания Править

  • Geltona ir juoda. Kaunas: Miniatiūra, 1930. 68 p.
  • Vakar. Apsakymai. Kaunas, 1931. 133 p.
  • Gintaro krantas. Kaunas, 1932. 48 p.
  • Marių pasakos. Kaunas, 1933. 80 р.
  • Žmogaus remontas. 2-ji temų knyga: Eilėraščiai. Leidėjas Uné Baye Graičiūnienė. Paris – Kaunas: V. Atkočiūno sp., 1934. 143 р.
  • Elada (Kelionės įspūdžiai). Kaunas: Spaudos fondas. 276 p.
  • Gyvenimas — laimė. Straipsniai. Kaunas, 1940. 200 р.
  • Viešnagė pas Karalių. 1944 (роман).
  • Toli nuo tėvynės. 1945.
  • Svetimoj padangėj. 1947.
  • Dramblio kojos. 1957.
  • Lituania. 1947 (информационное издание на испанском языке).
  • Lituania ilustrada. 1951 (информационное издание на португальском языке)

Для детей Править

  • Nuostabi Jonuko kelionė. Kaip Jonukas Kalvaitis, ilgai klajojęs po pasaulį, po įvairių nuotykių surado savo tėvelį. Kaunas, 1930. 80 р.
  • Tra-ta-ta-ta-ta! Eilėraščiai vaikams. Kaunas: Spaudos fondas, 1930. 72 р.
  • Murziukas. Iliustruota apysaka vaikams. Kaunas: Miniatiūra, 1933. 66 p.

Литература Править

  • Lietuvių rašytojai. Biobibliografinis žodynas: A—J. Vilnius: Vaga, 1979. С. 541—560.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики