ФЭНДОМ

Ашальчи́ Оки́— литературный псевдоним удмуртской поэтессы и писательницы Акилины Григорьевны Векшиной.

Ашальчи Оки

Ашальчи Оки

Акилина Григорьевна родилась в крестьянской семье в деревне Кузебаево[1]. Получила образование в Карлыганской Вотской учительской школе — 1914 год, на Казанском рабочем факультете — 1921 год и медицинском факультете Казанского университета — 1927 год[2].

Первые стихи и рассказы Ашальчи Оки появились в 1918 году на страницах удмуртских газет «Виль синь» и «Гудыри». В 1928 году печатаются первые сборники стихов «У дороги» («Сюрес дурын») и «О чем поет вотячка». В 1933 году обвинялась в связях с националистами, после чего отошла от творческой работы.

С 1928 года работала врачом-окулистом, заслуженный врач Удмуртской АССР. В годы Великой Отечественной войны была фронтовым хирургом, имела военные награды. После демобилизации из армии в октябре 1946 года, работала врачом Алнашской районной больницы.

После смерти поэтессы в селе Алнаши открыт музей[3]. В 1994 году учреждена Удмуртская национальная литературная премия имени Ашальчи Оки[4].

Примечания Править

Ссылки Править

См. также Править

  • Айво Иви — удмуртский писатель и поэт-песенник, брат Ашальчи Оки

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики