ФЭНДОМ

Определение понятия «аттракция» Править

Вначале — о термине.

Аттракция — (от франц. attraction — притяжение и лат. attachо — притягиваю к себе) вольное или невольное (последнее — чаще) психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации.

Когда имиджмейкер формирует положительный имидж данного политика, то он ставит перед собой задачу сформировать у будущего электората (аудитории имиджа) психологическое притяжение к данному человеку либо к его программе, к его действиям («одобряем!»); равно как и когда имиджмейкер формирует положительный имидж какого-либо предмета (товара), он тоже ставит цель сформировать у потенциальных покупателей психологическое притяжение к данному предмету, равно как и во всех других случаях, когда имиджмейкер ставит цель сформировать положительный имидж, он каждый раз ставит задачу сформировать это самое притяжение — аттракцию.

В итоге психологическое притяжение человека к объекту может выражаться либо в стремлении обладать данным объектом, например товаром, либо в стремлении воспользоваться услугами данного объекта, например услугами банка, либо выбрать данный объект, например кандидата в депутаты, в качестве своего депутата.

Для этого имиджмейкер обнародует либо виртуальные, либо реальные положительные качества данного объекта, создавая таким образом позитивное мнение о нем.

Каким образом и всегда ли возникшее в сознании или в подсознании человека позитивное мнение о данном объекте (прототипе имиджа) будет вызывать аттракцию — притяжение к данному объекту? Каков механизм возникновения и действия этого феномена — психологической тяги человека к объекту?

Психологический механизм возникновения аттракции Править

В основе механизма аттракции лежит известная в биологии стратегия поведения любого живого существа — стремление к максимизации наград и к минимизации наказаний. Суть этой стратегии:

а) человек (иной живой организм) всегда стремится туда и к тому, где и от кого он получает «награды» в виде положительных эмоций, чувства приятного, ощущения удовлетворения потребностей;

б) человек всегда стремится избегать ситуаций и объектов, от которых он получает «наказания» в виде отрицательных эмоций, неприятных ощущений, неудовольствия, неудовлетворения потребностей.

В свою очередь, в основе этой стратегии лежит витальная (жизненно важная) потребность любого организма (в том числе и человека) в самосохранении, суть которой заключается в следующем:

а) объекты, вызывающие чувство приятного, — это, как правило, те объекты, которые способствуют более комфортному существованию, существованию, когда все системы организма работают в режиме, благоприятном для продолжения жизнедеятельности; и именно поэтому человек (как и иной биологической организм) тянется либо к такого рода объектам, либо к такого рода ситуациям;

б) объекты, вызывающие чувство неприятного, — это, как правило, те объекты, которые затрудняют или препятствуют нормальному функционированию систем организма, являются неблагоприятными для жизнедеятельности; и именно поэтому человек (иной биологический объект) стремится избегать такие объекты или такие ситуации.

Если член аудитории имиджа, тот же избиратель, у которого формируют мнение о кандидате, узнает, что данный объект «хороший», т. е. при взаимодействии с ним он будет получать положительные эмоции от удовлетворения своих потребностей, то он, естественно, будет стремиться к этому объекту; а это стремление и есть аттракция, конечная цель работы имиджмейкера. Если же имиджмейкер формирует негативный имидж какого-либо объекта (например, конкурента своего клиента), то член аудитории имиджа, получив информацию, что данный объект «плохой», будет стремиться, как минимум, избегать контакта с ним, поскольку подобный контакт не способствовал бы оптимальной жизнедеятельности.

Допустим, имиджмейкер обучил своего клиента таким действиям, которые — с позиции данной аудитории имиджа — характеризуют его клиента как чуткого и внимательного к людям. Увидев у данного клиента такие действия, член данной аудитории имиджа решает, что этот человек «хороший»; и если этот человек — кандидат в депутаты, то, скорее всего, проголосует за него, выберет его в свои депутаты, чтобы тот отстаивал его — избирателя — интересы, а значит, способствовал бы более благоприятной жизнедеятельности. А стратегия любого человека — максимизировать «награды», коей и является удовлетворение каких-либо потребностей.

Другой пример: имиджмейкер создает у аудитории имиджа неблагоприятное мнение о конкуренте своего клиента, утверждая и (или) доказывая, что тот, допустим, малограмотный человек, да к тому же еще и нечестный. Получив такую информацию (имиджформирующую информацию), член данной аудитории имиджа будет стараться избегать контактов с данным кандидатом, поскольку общение с ним может привести к неблагоприятным последствиям, а это значит — не будет удовлетворять витальную потребность в самосохранении. А стратегия любого человека — минимизировать «наказания», к числу которых относятся и объекты, препятствующие удовлетворению потребностей.

Сказанное выше имеет отношение и к формированию имиджа какого-либо товара. Например, сформированная имиджмейкером рекламация на такой-то товар, т. е. негативная имиджформирующая информация, будет означать, что контакты с данным объектом (а он «взрывоопасный» или «недолговечный») будут для потребителя равнозначны наказаниям; стратегия поведения любого человека — минимизировать наказания; значит, в силу этой биологический стратегии человек будет избегать контактов с этим товаром, т. е. стремиться не приобретать его, стремиться, чтобы его не приобретали его близкие, знакомые. Равно как и наоборот: положительная реклама данного товара будет формировать аттракцию у потенциальных покупателей, поскольку пользование этим товаром будет вызывать комфортное состояние, положительные эмоции, а значит, системы организма этого человека будут работать в оптимальном режиме, что будет способствовать эффективной жизнедеятельности носителя такого имиджа.

Заключение Править

Итак, конечная цель формирования положительного имиджа — создать положительное мнение о данном объекте, которое в силу закона максимизации «наград» и минимизации «наказаний» будет вызывать психологическое притяжение, которое, в свою очередь, будет способствовать совершению определенных действий в отношении данного объекта (например, голосовать за данного кандидата, покупать данный товар, вступать в такую-¬то организацию и т. п.), и все это определенно будет, если грамотно распорядиться не только и не столько материальными ресурсами, сколько ресурсами психики людей, к коим относятся сознание и подсознание человека.

См. также

Имиджелогия: определение понятия

Имиджмейкер

Имидж: как это понимать с точки зрения практики?

Имиджформирующая информация

Основной источник

Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.

Дополнительные источники

Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия¬2003»/ Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003.

Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: 2004.

Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.

Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга. Материалы Четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.

Имиджелогия – 2007: Имидж как феномен современной цивилизации: Материалы Пятого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

Имиджелогия – 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008.

Известия Академии имиджелогии. Т. 1 / Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.

Известия Академии имиджелогии том П /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

Панасюк А.Ю. Я- Ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш професиональный имидж. М.: Дело, 2004.

--Александр Панасюк 15:22, 26 февраля 2009 (UTC)www.pan-alex-u.ru