ФЭНДОМ

АТОМНАЯ ФИЗИКА - раздел физики, посвящённый изучению строения и свойств атомов и элементарным процессам, в к-рых участвуют атомы. Наиболее характерные для А. ф. длины (линейные размеры атомов) ~10-8 см, а энергии (энергии связи внешних электронов в атоме, элементарных химических процессов с участием атомов) порядка эВ (тогда как для ядерной физики наиболее характерны длины ~10-13 см и энергии порядка МэВ).

Теоретическая основа А. ф.- квантовая механика, позволяющая объяснить огромную совокупность микроскопических явлений на атомно-молекулярном уровне. Существенно, что строение и свойства атома как системы, состоящей из ядра и электронов, и характеристики излучательных и безызлучательных элементарных процессов, протекающих на этом уровне, определяются электро-магнитным взаимодействием (в отличие от ядерной физики и физики элементарных частиц, в к-рых фундаментальную роль играют сильное взаимодействие и слабое взаимодействием; причём сильное взаимодействие не проявляется на характерных для А. ф. расстояниях, превышающих 10-12 см, а слабое взаимодействие должно приводить в А. ф. к весьма интересным, но очень малым по величине эффектам).

Предыстория и основные этапы развития атомной физики Править

Возникновению А. ф. предшествовало развитие атомистических представлений о строении материи. Первоначальные идеи о существовании атомов как мельчайших неделимых и неизменных частиц материи были высказаны в Древней Греции в 5-3 вв. до н. э. (Демокрит, Эпикур). В период становления точного естествознания в 17-18 вв. атомистические представления в различных формах развивали И. Кеплер (J. Kepler), П. Гассенди (P. Gassendi), P. Декарт (R. Descartes), P. Бойль (R. Boyle), И. Ньютон (I. Newton), M. В. Ломоносов, P. Бошкович (R. Boskovic) и др. Однако эти представления носили гипотетический характер и лишь с конца 18 - начала 19 вв. экспериментальные исследования свойств вещества привели к созданию атомистических теорий.

На основе установленных количественных химических законов и законов идеальных газов с начала 19 в. стала развиваться химическая атомистика [[[Дж. Дальтон]] (J. Dalton), А. Авогадро (A. Avogadro di Quaregna), Я. Берцелиус (J. Berzelius)], в сер. 19 в. чётко разграничены и определены понятия атома и молекулы [[[С. Канниццаро]] (S. Cannizzaro)], в 1869 Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Представления физической атомистики легли в основу развития молекулярной физики, в т. ч. кинетической теории газов (сер. 19 в.), и классической статистической физики [2-я пол. 19 в., P. Клаузиус (R. Clausius), Дж. Максвелл (J. С. Maxwell), Л. Больцман (L. Boltzmann), Дж. У. Гиббс (J. W. Gibbs)]. B конце 18-19 вв. начало развиваться учение о внутренем строении кристаллов и их симметрии [P. Гаюи (R. J. Hauy), O. Браве (A. Bravais), E. С. Фёдоров, А. Шёнфлис (A. M. Schoenflies)] на основе атомистических представлений. Однако в 19 в. хим и физическая атомистика и атомистика в кристаллографии не имели общей теоретической основы, ею стала в 20 в. квантовая теория строения атомов, молекул и кристаллов, созданная в результате развития А. ф.

Возникновение современной А. ф. связано с открытиями электрона (1897) и радиоактивности (1896). Они создали основу для построения моделей атома как системы взаимодействующих электрически заряженных частиц. Важнейшим этапом развития А. ф. стало открытие Э. Резерфордом (E. Rutherford) в 1911 атомного ядра и рассмотрение атома на основе квантовых представлений H. Бором (N.H.D. Bohr) в 1913.

Теоретические и экспериментальные основы атомной физики Править

Резерфорд предложил модель атома, состоящего из центрального положительно заряженого ядра большой массы и размеров, малых по сравнению с размерами атома в целом, и из отрицательно заряженных электронов, имеющих по сравнению с ядром малую массу. Он экспериментально обосновал эту модель опытами по рассеянию a-частиц атомами. Все свойства атома оказались связанными либо со свойствами ядра (их изучает ядерная физика), либо со свойствами электронных оболочек атома.

Строение последних определяет химические и большинство физических свойств атома и периодичность этих свойств в зависимости от основных характеристики атома в целом - величины положительного заряда его ядра. Однако на основе законов классической физики не могли быть объяснены устойчивость атома (ускоренно движущиеся вокруг ядра электроны должны непрерывно излучать и очень быстро упасть на ядро) и линейчатые атомные спектры, закономерности в к-рых подчиняются комбинационному принципу Ритца. Выход из этих трудностей нашёл Бор, применив к атому квантовые представления, впервые введённые M. Планком в 1900 и развивавшиеся с 1905 А. Эйнштейном и др. учёными. Основу квантовой теории атома Бора составляют два постулата:

  • 1-й постулат Бора о существовании стационарных состояний атома, находясь в к-рых он не излучает (стационарные состояния обладают опре-дел. значениями энергии, в общем случае дискретными, из одного состояния в другое атом может переходить путём квантового, скачкообразного, перехода);
  • 2-й постулат Бора о квантовых переходах с излучением, определяемых условием частот: ~E_i - E_k = h\nu, где ~\nu- частота поглощаемого или испускаемого монохроматического электро-магннитного излучения, ~E_i , E_k - энергии стационарных состояний, между к-рыми происходит переход.

Постулаты Бора были всесторонне подтверждены экспериментально, оказались применимыми для других микросистем (молекул, атомных ядер) и получили теоретические обоснование в квантовой механике и квантовой электродинамике. Для определения возможных дискретных значений энергии простейшего атома - атома водорода - в стационарных состояниях Бор применил классическую механику и предположение о совпадении результатов квантовой и классической теорий при малых частотах излучения, что представляло первоначальную форму соответствия принципа, который Бор развивал в дальнейшем, придавая ему большое значение; принцип соответствия сыграл большую роль в становлении квантовой механики.

Рассмотрение, согласно модельной теории атома Бора, движения электронов в стационарных состояниях по законам классической механики при дополнительных условиях квантования (в частности, при условии равенства момента импульса электрона на круговой орбите целому кратному постоянной h/2\pi; это условие часто неправильно включают в число постулатов Бора) позволило самому Бору, А. Зоммерфельду (A. Sommerfeld) и другим учёным объяснить закономерности в оптических и рентгеновских спектрах и дать физическое истолкование периодического закона элементов. Однако модельная теория Бора встретилась с рядом трудностей при объяснении свойств сложных атомов и простейших молекул (уже для атома гелия и молекулы водорода), что было связано с использованием классической механики и имело принципиальный характер. Эти трудности были разрешены на следующем этапе развития А. ф. созданием начиная с 1925 последовательной квантовой теории.

См. также Править

Ссылки Править