ФЭНДОМ

Файл:Archelaus stater coin.jpg

Архелай (греч. Αρχέλαος, лат. Archelaus) — македонский царь, правивший в 413 — 399 г. до н. э.

Архелай был незаконным сыном царя Пердикки II от рабыни Симихи. Платон так рассказал о захвате Архелаем власти («Горгий»):

«Он не имел ни малейших прав на власть, коей ныне владеет, потому что родился от рабыни Алкета, брата Пердикки, и, рассуждая по справедливости, сам был Алкетовым рабом, а если бы пожелал соблюдать справедливость, то и поныне оставался бы в рабстве у Алкета…. Начал он с того, что пригласил к себе господина своего и дядю [Алкета], пообещав вернуть ему власть, которой того лишил Пердикка, и, напоив гостей допьяна — и самого Алкета, и сына его Александра, своего двоюродного брата и почти ровесника,- взвалил обоих на телегу, вывез среди ночи в поле и зарезал, а трупы исчезли бесследно. Совершив такую несправедливость, он даже не заметил, что стал несчастнейшим из людей, и никакого раскаяния не испытывал, а немного спустя не пожелал стать счастливым, потому что не воспитал в согласии со справедливостью своего брата, мальчика лет семи, законного сына Пердикки, и не передал ему власть, которая тому принадлежала по справедливости, но утопил ребенка в колодце, матери же его, Клеопатре, объявил, что тот гонялся за гусем, упал в воду и захлебнулся.»

Закон или обычай престолонаследования не соблюдался у македонцев, не был освящен религией. Однако сын рабыни Архелай, бесчестно захватив царство, оказался способным государем. Архелай построил много крепостей и укреплений, велел проложить прямые дороги и провел различные преобразования для улучшения военного дела. При этом для подготовки македонского войска и военного снаряжения, Архелай сделал больше, чем все предшествовавшие ему цари (Фукидид, 2.100).

В 410 до н. э. он осадил Пидну, и после сдачи перенес город на 3 км от моря, чтобы легче было удерживать его в своей власти (Диодор, 13.49), ведь Македония не располагала флотом. Был захвачен город Ларисса в Фессалии на севере Эллады. Велась нескончаемая война с племенами из Верхней Македонии. С Афинами, ослабленными после сицилийской катастрофы и не представлявшими опасности для Македонии, Архелай поддерживал добрососедские отношения, в первую очередь выразившиеся в организации торговли между обеими странами. Из Македонии афиняне получали продукты животноводства, земледелия, металлы и смолу. Крушение сицилийской экспедиции и гибель флота вызвали большую потребность в стройматериалах. Архелай в связи с этим отпускал афинянам большое количество кораблестроительного леса. Афинское народное собрание высказало благодарность Архелаю за его заслуги перед Афинами и присвоило ему и наследникам титул «проксен».

Архелай приглашал в Македонию самых образованных людей Греции: архитекторов, музыкантов, писателей и поэтов, врачей, философов, историков и военных специалистов. Известно, что среди них были Еврипид, поэт Агафон, историк Фукидид и другие. Сын знаменитого Гиппократа долгое время был в Македонии царским врачом. Греческие архитекторы построили Архелаю величественный дворец в Пелле, новой столице Македонии. Художник Зевксис, находившийся при македонском дворе, создал великолепные произведения, украшавшие резиденцию македонского правителя и привлекавшие в столицу Македонии много иностранцев. Сократ говорил об Архелае, что к нему ездят не ради его самого, а ради того, чтобы посмотреть на его дворец, на который он издержал 400 мин, тогда как на собственное образование он ничего не истратил. В Македонии Еврипид находился около полутора лет, до своей смерти в 406 до н. э.. Пользовался большим уважением царя и даже занимал официальную должность. Из «Изречений» Плутарха: «Архелай на пиру, когда один из лучших его застольников попросил у него золотую чашу, велел рабу поднести её Еврипиду; а в ответ на удивление просившего сказал: 'Тебе пристало просить, а Еврипиду — получать без просьбы'».

Диодор пишет, что Архелай был случайно ранен на охоте своим любовником Кратером и умер, хотя Аристотель в своем труде «Политика» считает, что Архелай пал жертвой заговора:

«Часто покушения совершаются из-за того, что некоторые из монархов опозорили человека плотской связью. Таково покушение Кратера на Архелая. Кратер всегда тяготился этой связью, так что оказалось достаточно ничтожного предлога, а именно: тот обещал выдать за него одну из своих дочерей, но обещания своего не сдержал… однако главной причиной неприязненного отношения Кратера к Архелаю все-таки послужило то, что он тяготился любовной связью с ним. К этому заговору по той же причине примкнул и Гелленократ из Лариссы. Архелай пользовался его молодостью, но не сдержал своего обещания и не вернул его на родину; тогда тот решил, что Архелай состоял с ним в связи не по любовному увлечению, а просто проявляя свою наглость….. Руководил покушением на Архелая Декамних; он первый настраивал против него заговорщиков; причиной его гнева было то, что Архелай выдал его для бичевания поэту Еврипиду.»
Платон придерживается 3-й версии, наиболее правдоподобной, заговорщики убили царя ради власти и провозгласили Кратера царем, но через несколько дней он сам был убит другим заговорщиком.

Престол Македонии унаследовал сын Архелая Орест, который был еще ребенком.

Предшественник:
Пердикка II
Македонский царь
413 — 399 г. до н. э.
Преемник:
Орест

Библиография Править

  • Дройзен И. История эллинизма. — Ростов-на-Дону, 1995.
  • Фукидид. История. — М., 1993.de:Archelaos I.

el:Αρχέλαος Α' en:Archelaus I of Macedon fr:Archélaos mk:Архелај I no:Arkelaus I av Makedonia pl:Archelaos I Macedoński

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики