ФЭНДОМ

Артё́мьев, Михаи́л Константи́нович (18881928) — сначало сторонник большевистской власти, потом белопартизан в Якутии.

Родился в ноябре 1888 в Бетюнском наслеге (Якутия), в бедной крестьянской семье. Окончил четыре класса Якутского реального училища. Сначало работал писарем с родном наслеге, потом письмоводителем в 1 Амгинской инородческой управе, старостой в Бетюнском наслеге, старшиной в Уранайском и Бетюнском родовых управлениях, писарем 1 Амгинской волости и учителем в слободе Амга

Активный участник Гражданской войны, в начале на стороне большевиков. 17 марта 1920 Якутским революционным штабом РККА был назначен комиссаром волости. 15 марта 1920 назначался председателем ревкома. Одновременно продолжал учительствовать в различных образовательных учереждениях Якутии. Постепенно разочаровался в соввласти.

В 1922 бежал из Якутска и вступил в повстанческую армию Коробейникова. После разгрома армии Коробейникова, скрывался со своим отрядов в тайге. В начале 1923 поступил в подчинение генералу Пепеляеву, у которого служил предводителем белопартизанских частей. После разгрома Пепеляева в марте 1923 скрывался в тайге, участвовал в Тунгусском восстании 19241925, пока не сдался соввласти в июне 1925, после чего был амнистирован. До начала 1927 был на советской службе (секретарь Нельканской волости, проводником и переводчиком), занялся домашним хозяйством.

В 1927 опять ушёл в подполье, вступил в повстанческую армию Ксенофонтова. В январе 1928 добровольно сдался РККА, после чего был судим и приговорён к казни через расстрел. Приговор был преведён в исполнение 27 марта 1928 в Якутске.

11 октября 1999 решением прокуратуры Якутии Артёмьев был реабилитирован.

Источники Править

  1. Шамбаров В. Е. Белогвардейщина. М., Эксмо-Пресс, 2002
  2. Артёмьев Михаил Константинович [1]
  3. Газета "Якутия" [2]
  1. REDIRECT Шаблон:Нет иллюстрации

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики