ФЭНДОМ

Александр Аронов
Аронов
Имя при рождении:

Александр Яковлевич Аронов

Место рождения:

Москва, СССР

Место смерти:

Москва, Россия

Род деятельности:

поэт, публицист

Жанр:

поэзия, публицистика

Язык произведений:

русский

Дебют:

«Островок безопасности» (1987)

Алекса́ндр Я́ковлевич Аро́нов (30 августа 1934, Москва — 19 октября 2001, Москва) — русский поэт, журналист.

Биография Править

В 1956 году окончил Московский городской педагогический институт им. В. П. Потёмкина, а затем аспирантуру Института художественного воспитания при Академии Педагогических Наук РСФСР. Первая его должность называлась «запасный учитель Московской области»[1]. Работал преподавателем литературы в сельских школах Шаховского района и в московской школе № 635, занимался математической лингвистикой в ЦЭМИ АН СССР. С 1966 года до последних дней был обозревателем газеты «Московский комсомолец», вёл постоянную колонку и печатался в различных рубриках газеты[2], некоторые из которых, например, «Теленеделя», «Поговорим», сам и придумал[3].

Также его стихи публиковались в ряде журналов, например, «Огонёк» (№ 32, 1988) и «Знамя» (№ 3, 1997)[4].

Наиболее известен своими стихотворениями «Остановиться, оглянуться» (название стало расхожей фразой, многократно использованной в качестве, например, заголовков газетных и журнальных статей) и «Если у вас нету тёти» (положено на музыку Микаэлом Таривердиевым и стало популярным как песня в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»). Также известность получило стихотворение «Гетто. 1943 год» («Когда горело гетто»), посвящённое сложным взаимоотношениям русского, польского и еврейского народов во время и после Второй мировой войны. Виктор Берковский написал музыку на эти стихи, создав песню «Варшавское гетто. 1943 г.»[5].

При жизни поэта вышли три сборника его стихов: «Островок безопасности» (1987), «Тексты» (1989), «Первая жизнь» (1989).

В 2002 году посмертно удостоен премии Союза журналистов России «Золотое перо России. Профессионализм. Честь. Достоинство»[6][7].

Семья Править

Отношение современников Править

  • Начало стихотворения «Остановиться, оглянуться…» М. Горбачев объявил приметой «нового мышления», на котором основывалась Перестройка[8].
  • Лев Новожёнов вспоминает, что «Юра (Влодов) приятельствовал с Сашей Ароновым. Именно приятельствовал, а не дружил, потому что с Ароновым дружить было невозможно, как впрочем и с Влодовым. Вообще можно ли дружить с поэтами — вопрос, ведь они всегда сами по себе и где-то там?»[9].
  • Журналист Александр Минкин в статье «Три пророка»[10] поставил стихотворение Аронова «Пророк» в один ряд с одноимёнными произведениями Пушкина и Лермонтова. По его мнению, «Аронов в своём „Пророке“ сказал о нас больше, чем Пушкин и Лермонтов в своих. Хотя они великие, а он — никто»[11].
  • Евгений Евтушенко полагал, что «Александр Аронов — один из воскресителей думающих песен, помогающих думать другим»[8].
  • Юрий Щекочихин, Олег Хлебников, Евгений Бунимович считали Александра Аронова своим учителем[12].
Аронов Александр

Александр Яковлевич за рабочим столом

Книги стихов Править

  • Александр Аронов Островок безопасности. — М.: Советский писатель, 1987. — 128 с.
  • Александр Аронов Тексты. / Предисловие С. Чупринина. — М.: Книжная палата, 1989. — 176 с.
  • Александр Аронов Первая жизнь: Стихи. — М.: Правда, 1989. — 32 с. (Б-ка «Огонек» № 46).
  • Александр Аронов Туннель: Стихи, эссе, отрывки из статей. — М.: «Голос-Пресс», 2003. — 336 с.
  • Александр Аронов Избранное. / Предисловие Александра Минкина. — М.: ИД «Московский Комсомолец», 2014. — 448 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-9900974-2-1.
  • Александр Аронов Обычный текст (избранная лирика). — М.: Сетиздат, 2014. — 480 с[13].

Память Править

А. Я. Аронов скончался 19 октября 2001 года. Похоронен 22 октября[3] в Москве на кладбище ЗАО «Горбрус» (участок № 19), находящемся напротив Митинского кладбища[14].

Примечания Править

  1. Елена Аксельрод Двор на Баррикадной (книга воспоминаний) / Загадка Александра Аронова // «Иерусалимский журнал», № 24-25, 2007.
  2. Александр Аронов // Радио Шалом, 21.10.11
  3. 3,0 3,1 Сергей Чуприн Место под солнцем // Сайт Shanson-e.tk 10.06.2006
  4. А. Я. Аронов в «Журнальном зале»
  5. Песня В. Берковского на слова А. Аронова «Варшавское гетто. 1943 г.» // Сайт Realmusic.ru, 27.02.2012
  6. Лауреаты премий Союза журналистов России за 2001 год. Союз журналистов России. Проверено 21 ноября 2016.
  7. Лауреаты премий Союза журналистов России за 2001 год «Золотое перо России». Новая газета (11 февраля 2002). Проверено 21 ноября 2016.
  8. 8,0 8,1 Евгений Евтушенко Остановившийся, оглянувшийся… // «Новые Известия», 3 октября 2008.
  9. Лев Новожёнов // Сайт памяти поэта. Юрий Влодов.
  10. Александр Минкин «Три пророка» // Журнал «Русский глобус», № 10, октябрь 2010 г.
  11. Александр Минкин Русский поэт Александр Аронов // Московский комсомолец, 23 января 2014
  12. Ушёл поэт Александр Аронов // Новая газета, № 77, 22 октября 2001 г.
  13. Александр Аронов Обычный текст (избранная лирика). — М.: Сетиздат, 2014. — 480 с.
  14. Могила А. Я. Аронова // Сайт M-necropol.ru

Литература Править