ФЭНДОМ

Арнольд Брешианский (ок. 11001155) — итальянский религиозный и общественный деятель. Уроженец Брешии. В юности несколько лет прожил во Франции, где стал учеником Пьера Абеляра. По возвращении в Брешию, будучи уже священником, Арнольд Брешианский возглавил борьбу горожан проти сеньора-епископа. За это II Латеранским собором (1139) был лишён должности и изгнан из Италии. Снова оказавшись во Франции, Арнольд Брешианский вместе с Абеляром повёл ожесточённую борьбу против высших иерархов церкви, лидером которых выступал Бернар Клервосский.

Арнольд Брешианский проповедовал, что духовные лица не должны обладать богатствами и светской властью. Он обвинял папу, епископов, аббатов в роскоши, разврате, потакании грабежам и убийствам, в покупке церковных должностей за деньги. Идеалом Арнольд Брешианский было первоначальное христианство, бедная, но непорочная церковь.

В 1140 г. папа римский осудил взгляды Абеляра и Арнольда Брешианского как еретические и предписал заточить обоих в монастырь, а их книги сжечь. Арнольд Брешианский вынужден был покинуть Францию и несколько лет прожил в Цюрихе, где продолжал проповедовать своё учение. Из Цюриха он был изгнан по настоянию Бернара Клервосского. Находясь в отчаянном положении, Арнольд Брешианский в 1145 г. прибыл к папе Евгению III и испросил у него прощения, дав клятву верности церкви. Это позволило Арнольду Брешианскому оказаться в Риме, жители которого в 1143 г. восстали против своего сеньора-папы и провозгласили республику.

В Риме зазвучали прежние проповеди Арнольда Брешианского, пользовавшиеся огромной популярностью у горожан. Не занимая никаких официальных постов в руководстве римской республики, именно Арнольд стал её фактическим руководителем и идеологом, а значит, и главным врагом папы, изгнанного из города. В 1155 г. через четыре дня после наложения на Рим интердикта римский сенат вынужден был выполнить требование папы и выслать из города Арнольда Брешианского, который бежал на север Италии. Там он попал в плен к Фридриху I Барбароссе, двигавшемуся на Рим по просьбе папы. В Риме Арнольд Брешианский был выдан папе Адриану IV и 18 июня 1155 г. казнён. Он был повешен, затем тело было сожжено, а пепел выброшен в Тибр, чтобы останки Брешианского не почитались его многочисленными приверженцами.

Библиография Править

  • Федосик В. А. В борьбе с папой // И живы памятью столетий. Мн., 1987de:Arnold von Brescia

en:Arnold of Brescia es:Arnaldo de Brescia fi:Arnold Brescialainen fr:Arnaud de Brescia it:Arnaldo da Brescia la:Arnaldus Brixiae nl:Arnold van Brescia pt:Arnaldo de Brescia uk:Арнольд Брешіанський

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики