Викия

Наука

Арбузов, Александр Ерминингельдович

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Алекса́ндр Ерминингельдович Арбу́зов

Родился в селе Арбузов-Баран Спасского уезда Казанской губернии 12 сентября 1877 года.

В 1885 году Александр пошел в Арбузов-Баранскую трехклассную школу, которую закончил досрочно в 1886 году — благодаря домашнему образованию.

В 1896 году Александр Ерминингельдович Арбузов закончил гимназию.

Осенью того же года Арбузов стал студентом Казанского университета (в нем, правда, в разное время работали Н. Лобачевский, Н. Зинин, А. Бутлеров). К концу второго курса Арбузов заинтересовался органической химией.

В мае 1900 года Александр сдал выпускные экзамены, а в июне получил диплом первой степени и звание кандидата естественных наук.

К этому времени Александр Арбузов уже имел в своем активе первую самостоятельную научную работу — синтез третичных спиртов совместным действием галоидного алкила и цинка на кетоны.

Арбузов предлагал ввести усовершенствования в методику проведения эксперимента в Казанском университете: предлагал вести перегонку тяжелых веществ при пониженном давлении, но руководство лаборатории было против.

Первая печатная работа Арбузова называлась: «Из химической лаборатории Казанского университета. Oб аллилметилфенилкарбиноле Александра Арбузова». Из нее вытекало, что Александр Арбузов независимо от Гриньяра осуществил реакцию, известную сегодня как «реакция Гриньяра» — магнийорганический синтез.

Арбузов стал первым из русских химиков, кто применил магнийорганические соединения в практике органического синтеза. А ведь металлоорганические соединения сейчас используются во многих ипостасях: как реагенты органического синтеза, как бактерициды, катализаторы полимеризации в производстве пластмасс и каучуков и тому подобное.

Получив приглашение занять пост главного химика-аналитика в знаменитом императорском Никитском винодельческом саду в Крыму, Александр Ерминингельдович готов был отправиться на юг, но из-за политической ситуации, создавшейся в 1900 году, назначения в приграничные районы, в том числе Крым, отменили.

Арбузов решил поступить в Петровско-Разумовский сельскохозяйственный институт в Москве — выпускников университета принимали сразу на третий курс.

Прозанимавшись в сельскохозяйственном институте год он вернулся в Казань, в ту же лабораторию. По ходатайству начальника лаборатории Зайцева, Александра Арбузова оставили при университете для подготовки к профессорскому званию. Однако из-за материальных затруднений он отправился в Польшу, где стал ассистентом на кафедре органической химии и сельскохозяйственного химического анализа в Ново-Александрийском сельскохозяйственном институте.

Химическая лаборатория института была оборудована неплохо: в ней имелся газ и водопровод с давлением воды, обеспечивающим работу водоструйного насоса.

Руководителем Арбузова стал Ф. Селиванов.

Александр Ермингельдович ввел в лабораторную практику многие практические методики, которые и до сих пор используются во всем мире.

В свободное от административной, педагогической и лабораторной работы время Александр Ерминингельдович Арбузов готовился к сдаче магистерских экзаменов. В Ново-Александрии их не принимали, и в 1902 году Арбузов приехал в Казань.

Выдержав экзамены, он получил свидетельство, где было сказано, что теперь «для получения степени магистра химии от него требуется только публичная защита одобренной факультетом диссертации».

Тему исследований Арбузову пришлось выбирать и разрабатывать самостоятельно, без научного руководителя.

Темой для работы Арбузов избрал органические соединения фосфора. Александр Арбузов заметил, что одни химики считали фосфористую кислоту трехосновной с симметрическим расположением гидроксильных групп у атома трехвалентного фосфора, а другие — двухосновной с двумя гидроксильными группами у атома пятивалентного фосфора. И Арбузов решил попробовать поискать решение в области органических производных фосфористой кислоты, прежде всего, в виде ее эфиров.

Он стал искать соединения, способные давать характерные кристаллические производные трехвалентного фосфора.

В 1903 году первая работа по избранной теме появилась в «Журнале Русского физико-химического общества». Статья называлась: «О соединениях полугалоидных солей меди с эфирами фосфористой кислоты».

В 1905 году вышла из печати работа химика, где были собраны все результаты по диссертационной теме. Защита состоялась в том же году. Магистр химии Арбузов благодаря работе «О строении фосфористой кислоты и ее производных» стал широко известен в профессиональных кругах.

В 1906 году за эту работу Арбузов был удостоен премии имени Зинина-Воскресенского.

В том же 1906 году Александр Арбузов возглавил кафедру органической химии и сельскохозяйственного химического анализа в Ново-Александрийском институте.

Следующей важной работой ученого стало каталитическое разложение арилгидразонов посредством солей меди («реакция Фишера-Арбузова»). Сейчас эта реакция применяется в промышленности для получения ряда производных индола (он используется для синтеза медицинских препаратов).

В 1910 году Арбузов снова побывал за границей, на этот раз у Адольфа фон Байера.

В 1911 году Арбузов стал заведующим кафедрой Казанского университета (с условием, что в течение трех лет напишет и защитит докторскую диссертацию). Диссертация называлась «О явлениях катализа в области превращений некоторых соединений фосфора. Экспериментальное исследование».

Арбузов внес в технику лабораторных работ много новшеств: приспособление для перегонки под вакуумом, усовершенствовал газовые горелки, приобрел новые типы лабораторных реактивов и аппаратуру для дифлегмации. Для лаборатории было изготовлено большое количество посуды, часть которой была сделана по эскизам Арбузова.

В 1915 году Арбузова окончательно утвердили в профессорской должности.

Во время Первой мировой войны Арбузов наладил сотрудничество с химическим заводом братьев Крестовниковых, где руководил фенолосалициловым производством.

В 1943 году Арбузов лично разработал и усовершенствовал метод получения дипиридила, а также руководил группой научных работников по разработке некоторых вопросов секретного характера.

В послевоенные годы академик Арбузов возглавлял Институт органической химии АН СССР, созданный в 1959 году в Казани.

В ночь с 20 на 21 января Александр Ермингельдович Арбузов умер.

Арбузов внес большой вклад в развитие химии.

Wikitext-ru.svg
Эту статью следует викифицировать.

Викия-сеть

Случайная вики