ФЭНДОМ

Георгий Аркадьевич Арбатов (родился 19 мая 1923 в городе Херсоне Украинской ССР) — российский политолог, ученый-американист.

Семья Править

Отец — Арбатов Аркадий Михайлович (1900—1954). Мать — Арбатова (Дзун) Анна Васильевна (1901—1977). Сын — Арбатов Алексей Георгиевич (1951) — ученый и политический деятель.

Отец окончил ремесленное училище в Одессе, работал металлистом-модельщиком на одном из заводов. В 1918 вступил в партию большевиков, принимал участие в Гражданской войне. Работал директором консервного завода. В 1930 его направили на работу в торгпредство СССР в Германии, где вместе с ним жила семья. С 1935 года Аркадий Михайлович Арбатов был сотрудником Наркомата внешней торговли. Однако в годы репрессий был изгнан и устроился на работу заместителем директора Библиотеки имени Ленина по административной части. В 1941 его все же арестовали и осудили на 8 лет. Однако через несколько месяцев состоялся новый суд, и в декабре 1942 отца оправдали. В дальнейшем он занимал должность директора строительной конторы Министерства лесного хозяйства РСФСР.

Участие в войне Править

Окончил 1-е Московское артиллерийское училище имени Красина в конце 1941. Принимал участие в Параде на Красной площади 7 ноября 1941. В качестве боевого офицера гвардейских минометных частей Калининского, Степного, Воронежского, 1-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в сражениях Великой Отечественной войны сначала в должности начальника разведки гвардейского минометного дивизиона, командира батареи, заместителя командира дивизиона, а затем помощника начальника штаба полка 17-го Гвардейского минометного полка. За боевые заслуги был награжден многими орденами и медалями, в том числе в 1943 орденом Красной Звезды. Летом 1944 был демобилизован как инвалид Отечественной войны 2-й группы.

Образование Править

Окончил МГИМО МИД СССР в 1949 (специальность «международное право») заочную аспирантуру МГИМО в 1954. Кандидатская диссертация: «Идеологическая роль государства» (МГИМО, 1958). Докторская диссертация: «Идеологическая борьба в современных международных отношениях» (ИМЭМО, 1964). Доктор исторических наук, профессор, академик АН СССР (затем — РАН).

Журналистика Править

С 1949 — старший научный редактор в Издательстве иностранной литературы. В дальнейшем работал в периодических изданиях: заведующим отделом в журналах «Вопросы философии» (19531957), «Новое время» (19571959), консультантом в журнале «Коммунист» (19591960), обозревателем журнала «Проблемы мира и социализма» (19601963).

Научная деятельность Править

В 19631964 — заведующим сектором Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР.

В 19671995 — директор Института США и Канады АН СССР/РАН (ИСКРАН). Основатель этого научного учреждения, превратил его в крупнейший научный центр, осуществляющий комплексные исследования политических, военных, экономических и социальных проблем США и Канады. Под его руководством и непосредственном участии в стране была создана российская школа американистики, им подготовлено 36 кандидатов и 14 докторов наук.

С 1995 — почетный директор ИСКРАН. Советник Российской академии наук. Член Российской ассоциации международных исследований.

В рамках Научного совета по комплексному изучению проблем США, председателем которого он является, осуществляется ряд совместных научных исследований с учеными США, Германии и др. Инициатор и организатор ежегодных российско-американских встреч по проблемам развития двусторонних отношений, обеспечения международной безопасности и путей разрешения международных конфликтов.

Политическая деятельность Править

В 19641967 — консультант, затем руководитель группы консультантов отдела ЦК КПСС. Избирался членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР (19891991; от Академии наук); был экспертом Государственной Думы; членом Совета по внешней политике МИД РФ (19911996); председателем Ассоциации содействия ООН (1985—1997).

Неоднократно принимал участие во встречах на высшем уровне глав СССР и США по вопросам разоружения

Награды Править

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», многими медалями. В июне 2005 был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Ему присвоено звание почетного гражданина города Черкассы, в освобождении которого он участвовал.

Труды Править

Автор более 100 авторских и коллективных монографий общий тираж которых превышает 2 миллиона экземпляров, опубликованных на 10 языках стран мира, в том числе:

  • Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма. М., 1970;
  • Глобальная стратегия США в условиях научно-технической революции. М., 1979 (отв. редактор и соавт).
  • Вступая в 80-е… М., 1981;
  • Свидетельство современника. М., 1991 (англ. пер.: The System. An Insiders Life in Soviet Politics. N.Y., 1992, 1993; нем. пер. — 1993; кит. пер. — 1998);
  • Общественная наука и политика. М., 1998.
  • Повестка дня российско-американских отношений. М., 1999.

Целый ряд его трудов используется в качестве учебников на исторических факультетах и факультетах журналистики ведущих вузов России и СНГ. Его книга «Человек системы» (2002) — мемуары непосредственного участника многих важнейших событий, связанных с развитием отношений между двумя супердержавами — СССР и США, человека, лично знакомого со многими политиками мирового масштаба.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики