ФЭНДОМ

Файл:Apuleius.jpg

Апуле́й (Люций Апулей, лат. Lucius Apuleius, род. около 124, Мадавр, Северная Африка) — древнеримский писатель. Писал на греческом и латинском языках.

Биография Править

Принадлежал к знатной семье и учился сначала в Карфагене, затем в Афинах, где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона. Отсюда он переселился в Рим, где занимался некоторое время адвокатурой. Все своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии. Вернувшись на родину, он женился на богатой вдове, родственники которой обвинили его в том, что он добился этого посредством колдовства. Он публично защищал себя и был оправдан, его «Apologia» («Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии») существует и теперь. Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине.

Творчество Править

Его роман «Metamorphoseon libri XI» («De asino aureo»; «Золотой осёл»), заимствованный из Лукиана и дополненный из различных других источников — остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Чрезвычайно интересен в нём эпизод об Амуре и Психее, который Гердер называет самым тонким и разносторонним из всех когда-либо написаных романов. Кроме этого романа, Апулей написал несколько философских сочинений, из которых некоторые дошли до нас («Флориды» — сборник отрывков из речей и риторических декламаций). Язык Апулея не отличается чистотой и кроме того тяжёл и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями.

Сказка об Амуре и Психее (одна из 11 вставных новелл романа) неоднократно перелагалась в разных странах, в том числе в России (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков) и была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, например у Рафаэля и Торвальдсена. Сюжеты из романа заимствовали Дж. Боккаччо, М. Сервантес, Г. Филдинг, Т. Смоллетт и др.

Литература Править

  • Копиол, «Der Stil des А.» (Вена, 1872).

Издания Править

Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786—1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). «Apologia» и «Florida» изданы Крюгером (Берл., 1864-65), «Opuscula quae sunt de philosophia» Гольдбахером (Вена, 1876), «Метаморфозы» А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психе — Яном (Лейпц., 1856, 1873).

  • Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы в XI книгах. Флориды. Переводы М. А. Кузмина и С. П. Маркиша. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959.

Ссылки Править

Wikiquote-logo
В Викицитатнике есть страница по теме
Апулей
----

cs:Lucius Apuleius

de:Apuleius el:Απουλήιος en:Apuleius es:Apuleyo fi:Apuleius fr:Apulée gl:Apuleio hu:Apuleius it:Apuleio ja:アプレイウス la:Apuleius nl:Lucius Apuleius Madaurensis pt:Apuleio sr:Апулеј sv:Apuleius

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики