ФЭНДОМ

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Априй (Хофра в книге Иеремии, Вафрес у Манефона) – египетский фараон (589—570 до н. э.) из XXVI династии египетских правителей.

Априй продолжал протистоять вавилонской экспансии. Выполняя обещание отца иудеям, послал к осаждённому Навуходоносором Иерусалиму армию, а вдоль финикийского побережья – египетский флот. Вавилоняне, избегая сражения с египтянами, сняли осаду города. Хотя на суше ионийские и карийские наёмники Априя потерпели неудачу. Но на море флот финикийского города Тира и острова Кипр, действовавшие на стороне вавилонян, были наголову разбит египтянами. После триумфа египтян практически вся Финикия, включая и Сидон, покорилась фараону, так как финикийцев и египтян связывали общие экономические, политические, религиозные и культурные интересы и отношения. В Библе египтяне построили храм местной богини и казармы. Египетская экспансия сильно пошатнула позиции вавилонян в Сирии, в результате чего восстал Дамаск.

В 587 до н. э. армия Навуходоносора снова осадила Иерусалим, и 18 июля 586 до н. э. вавилоняне проникли в город. Иудеи до последнего уповали на подмогу египтян, но так и не дождались помощи, и Иерусалим был зверски уничтожен вавилонянами. Большую часть населения перерезали, а оставшихся увели в плен. Однако многим беженцам удалось спастись в Египте. Кроме того, после убийства местными магнатами вавилонского наместника Годолии, бедняки, оставшиеся на родине, бежали в тот же Египет, взяв с собой и провавилонски ориентированного пророка Иеремию. Из финикийских городов Вавилону не покорился только Тир.

Сначала Навуходоносор разгромил Аммон и Моав – последние египетские вассалы в Передней Азии, и вавилоняне вплотную подошли к египетским границам. Трудно определить, имело ли место вторжение Навуходоносора II в Египет, но мир 582 до н. э. был подписан на унизительных для египтян условиях. Так, они были должны выдать вавилонскому вельможе Набу-зер-Иддину 745 укрывшихся в Египте иудеев. Мир между двумя странами был скреплён браком египетской царицы Нитокрис (Нейтикерт) с Навуходоносором II, что было беспрецендентным явлением в древнеегипетской истории (поскольку права на престол передавались у египтян по женской линии, египтяне никогда не отдавали своих принцесс иностранцам, чтобы они не могли претендовать на трон). Таким образом, была создана система международного баланса, включавшая в себя 4 великих государства – Египет, Вавилон, Лидию и Мидию. Лидия, Египет и Вавилон могли вместе составлять такую силу, которая бы противостояла мидийской угрозе, нависшей над Ближним Востоком.

При Априи благополучие его династии стало клониться к упадку. Фараоны из Саиса охотно перенимали греческие традиции, армия и торговый аппарат полностью наполнялись греками, тем временем недовольство египтян возрастало. Фараон был полностью эллинизирован, раздавал подарки греческим храмам. А когда он вышел поприветствовать народ в греческих доспехах (причём незадолго до этого египетское войско было побеждено греческими наёмниками), египтяне начали восстание, что привело к гражданской войне (570—567 до н. э.). Поскольку Априй стал родственником Навуходоносора, последний вторгся в Египет в 568—567 до н. э. и прошёл через всю долину Нила вплоть до Фив. Однако вавилонский царь совсем не собирался завоёвывать страну. Убедившись, что сторонники Априя не способны противостоять восставшему народу и оставаться на троне, Навуходоносор повернул домой, после чего Априя свергли и приговорили к смертной казни.

Предшественник:
Псамметих II
Фараон Египта
589–570 до н. э.
Преемник:
Амасис II

de:Apries en:Apries es:Apries fr:Apriès it:Khaaibra pt:Apriés sv:Apries

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики