ФЭНДОМ

Апатозавр
Ошибка скрипта
Реконструкция
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Пресмыкающиеся
Надотряд: Динозавры
Отряд: Ящеротазовые
Подотряд: Завроподоморфы
Инфраотряд: Зауроподы
Семейство: Diplodocidae
Подсемейство: Apatosaurinae
Род: Апатозавр
Латинское название
Apatosaurus Marsh, 1877
Синонимы и виды
  • Titanosaurus Marsh, 1877
  • Brontosaurus Marsh, 1879
    • Elosaurus Peterson & Gilmore, 1902
    • Eobrontosaurus Bakker, 1998

  • Apatosaurus ajax Marsh, 1877typus
  • Apatosaurus louisae Holland, 1915
  • Brontosaurus excelsus Marsh, 1879
  • Brontosaurus parvus
    Peterson & Gilmore, 1902
  • Brontosaurus yahnahpin Filla & Redman, 1994
ITIS Ошибка скрипта
NCBI Ошибка скрипта

Апатоза́вр (лат. Apatosaurus, «обманчивый ящер», ранее бронтозавр, лат. Brontosaurus[1], «громовой ящер») — род ящеротазовых динозавров, живших в позднеюрском периоде (около 157—146 миллионов лет назад) на территории нынешней Северной Америки. Один из крупнейших представителей зауропод[2].

Этимология Править

Название апатозавр происходит от греческих слов греч. ἀπάτη — обман и греч. σαυρος — ящерица. Также известен по устаревшему названию бронтоза́вр (лат. Brontosaurus, что означает «громовой ящер», от бронте или вронти / греч. βροντηгром и саврос / греч. σαυροςящерица).

Описание Править

Brontosaurus excelsus был описан Отниелом Маршем в 1879 году по хорошо сохранившимся останкам; впоследствии выяснилось[3], что он должен составлять один род с описанным тем же Маршем в 1877 году Apatosaurus ajax и по правилам МКЗН родовое название Apatosaurus должно употребляться для обоих видов, как имеющее приоритет[4]. Тем не менее, название «бронтозавр» широко укоренилось в научно-популярной литературе. Как минимум один палеонтолог, Роберт Бэккер, утверждал[5], что эти виды всё-таки не относятся к одному роду, однако, эта теория не была поддержана научным сообществом[6][7]. В 2015 году международная группа исследователей вновь предложила выделить бронтозавров в отдельный род[8][9].

Апатозавр (бронтозавр) — один из крупнейших динозавров: его длина могла достигать 20—23 метров[2], а масса, по разным данным, до 24—32 тонн, однако некоторые учёные указывают на то, что их масса не превышала 18 тонн[2]. Для апатозавра характерны длинные хвост и шея, массивные ноги, на конце шеи — относительно маленькая голова. Его мозг весил всего 400 граммов.[источник не указан 221 день]

Галерея Править

Апатозавры 1
Дк Кембрий Ордовик Сил. Девон Карбон Пер. Триас Юра Мел Палеог. Нг Чт
54148544441935929925220114566232
 ◄ млн лет назад 

Примечания Править

  1. Бронтозавр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 2,0 2,1 2,2 Массы динозавров оказались переоценёнными. Lenta.ru (22 июня 2009 года). Проверено 12 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.
  3. Mike Taylor. Why is “Brontosaurus” now called Apatosaurus? (англ.) (28 June 2004). Архивировано из первоисточника 17 августа 2013.
  4. Edward Baker. Palaeontology & Biostratigraphy (англ.). ICZN (24 May 2010). Архивировано из первоисточника 17 августа 2013.
  5. Bakker, R. T. Dinosaur mid-life crisis: the Jurassic-Cretaceous transition in Wyoming and Colorado / In: S.G. Lucas, J.I. Kirkland, & J.W. Estep (eds.). Lower and Middle Cretaceous Terrestrial Ecosystems; New Mexico Museum of Natural History and Science Bulletin. — 1998. — Vol. 14. — P. 67-77.
  6. Upchurch, P., Barrett, P.M. and Dodson, P. Sauropoda / In: Weishampel, D.B., Osmólska, H., and Dodson, P. (eds.). The Dinosauria. — Berkeley: University of California Press, 2004. — P. 259-332.
  7. McIntosh, J.S. Remarks on the North American sauropod Apatosaurus Marsh / In: A. Sun and Y. Wang (eds.). Sixth Symposium on Mesozoic Terrestrial Ecosystems and Biota, Short Papers. — Beijing: China Ocean Press, 1995. — P. 113-123.
  8. Beloved Brontosaurus makes a comeback
  9. A specimen-level phylogenetic analysis and taxonomic revision of Diplodocidae (Dinosauria, Sauropoda)

См. также Править

Ссылки Править

Новая статья Править

Комментарии к: Править

Внутренний поиск файла изображения по памяти Править

Внутренний поиск Править

Внешний поиск по URL Править

Можно также создавать ссылки, которые используют возможности данного расширения, но без самого поля на странице.

Например, http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit откроет новую страницу «Тестовая страница» и загрузит в неё содержимое страницы Справка:Inputbox.

Можно открывать страницы с настраиваемым сообщением вверху страницы. Например: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&editintro=Шаблон:Политика&action=edit загрузит пустую страницу с шаблоном Шаблон:Политика сверху окна редактирования.

Можно сочетать эти два параметра и открыть новую страницу с сообщением Шаблон:Политика вверху и содержимым Справка:Inputbox в загруженном окне: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit&editintro=Шаблон:Политика

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики