ФЭНДОМ

Файл:A ovseenko.jpg

Влади́мир Алекса́ндрович Анто́нов-Овсе́енко (укр. Володимир Антонов-Овсієнко; наст. фамилия: Овсеенко, псевдоним в партии Штык, литературный псевдоним А. Гальский) (9 (21) марта 1883 — 10 января 1939) — русский советский политический, государственный и военный деятель, видный революционер, журналист украинского происхождения.

Родился в семье поручика в Чернигове, поступил в юнкерское училище в Петербурге, которое окончил в 1904.

Революционная деятельность Править

Антонов-Овсеенко участвовал в левосоциалистическом крыле революционного движения с 1901, в конце 1902 стал членом РСДРП и создал революционную организацию во Владимирском пехотном училище в Петербурге, где он был юнкером. После службы на Дальнем Востоке вышел в отставку в чине подпоручика и полностью посвятил себя подпольной революционной борьбе. В ходе Русской революции 1905—1907 он возглавлял армейские восстания в польской Ново-Александрии и в Севастополе, за что был арестован и в 1906 приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги. После удачного побега Владимир Александрович продолжал революционную деятельность в Финляндии, Санкт-Петербурге и Москве. В 1910 эмигрировал во Францию, где примыкал к эмигрантам-меньшевикам, однако после начала Первой мировой войны (1914) выступил против империалистической войны и порвал с ними, став меньшевиком-интернационалистом. Февральская революция позволила Антонову-Овсеенко в мае 1917 вернуться в Россию и вступить в партию большевиков.

Штурм Зимнего дворца Править

Владимир Александрович Антонов-Овсеенко в качестве секретаря Петроградского Ревкома принимал активное участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде. Именно он возглавлял красногвардейцев, революционных солдат и матросов во время штурма Зимнего дворца, после чего арестовал Временное правительство. На проводившемся праллельно II Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 Антонова-Овсеенко избрали членом Комитета по военным и морским делам при Ленинском Совнаркоме.

Гражданская война Править

Как специалист в области военного дела в декабре 1917 Владимир Александрович Антонов-Овсеенко принял командование над красными войсками на юге страны, воевавшими с казаками атамана Каледина и украинизированными частями, поддерживающими Украинскую Центральную раду. Во главе южной группы войск Советской России Антонов-Овсеенко вступил в Харьков, где съезд Советов провозглашает советскую власть на Украине, после чего передал командование войсками, дислоцированными на Украине, левому эсеру Муравьёву, а сам возглавил борьбу против казачьих войск в качестве командующего советскими войсками Юга России (март-май 1918). После отхода немецких войск Антонов-Овсеенко, будучи с января по июнь 1919 командующим Украинским фронтом, а позже и наркомом военных дел УССР, принял активное участие в военных действиях против армии Директории Украинской народной республики и восстановлении советской власти практически на всей территории Украины.

Антонов-Овсеенко активно участвовал в подавлении Тамбовского восстания. В 19191920 он пытался бороться с народным недовольством на посту председателя исполкома Тамбовской губернии, а в 1921 — получил чрезвычайные полномочия председателя комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии и активно содействовал Михаилу Тухачевскому в подавлении «Антоновщины».

Советское время Править

В ходе Гражданской войны Антонов-Овсеенко стал опытным партийным функционером, и его навыки помогли ему стать в 19221924 начальником Политуправления РВС республики. Он активно выступал против усиления власти Сталина, в котором рано распознал деспота, стрямящегося к личной диктатуре. Поэтому Владимир Александрович поддержал Льва Троцкого, с которым у него наладились хорошие отношения, и примкнул (в 1923-27) к троцкистской «левой» оппозиции, в 1928 под давлением был вынужден порвать с ней. В это время он занимал должности полпреда в ряде восточноевропейских стран, включая Чехословакию1924), Литву1928) и Польшу1930). В 30-ые годы ему на некоторое время было разрешено работать на разнообразных должностях, связанных с юриспруденцией, включая должности прокурора РСФСР (с 1934) и наркома юстиции РСФСР (с 1937). Во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне (19361937) и оказал большую помощь республиканским войскам как военный советник.

Владимир Александрович Антонов-Овсеенко в 1939 стал жертвой сталинских репрессий, реабилитирован посмертно.

Шаблон:Wikisourcede:Wladimir Alexandrowitsch Antonow-Owsejenko en:Vladimir Antonov-Ovseenko uk:Антонов-Овсієнко Володимир Олександрович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики