ФЭНДОМ

Антоний (в миру Николай Михайлович Быстров), архиепископ (11 октября 1858, село Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника — 16 июля 1932, Архангельск) — архиепископ Архангельский и Холмогорский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2006.

Священник и монах Править

Окончил Вологодскую духовную семинарию в 1879. С юности хотел стать монахом, но по просьбе родителей женился, три года служил псаломщиком в Вологодской епархии.

В 1882 рукоположен во священника и в тот же год у него родилась дочь Мария. Вскоре жена умерла, после этого в 1888 принял монашество и в 1889 назначен настоятелем Кадниковского-Лопотова монастыря Вологодской епархии. С 1890 — настоятель Корнилиево-Комельского монастыря той же епархии, в 1892 возведен в сан игумена, в 1906 — архимандрита. С 1907 — настоятель Вологодского Свято-Духова монастыря.

Глубокий знаток церковного устава, истово и благоговейно совершал богослужение и сам отправлял установленные на седмице акафистные моления. Зорко следил за всеми проявлениями иноческой жизни и, по оценке современников, являлся одним из опытных и просвещенных руководителей — воспитателей монашества.

Архиерей Править

С 17 января 1910 — епископ Вельский, викарий Вологодской епархии. В 1921 назначен епископом Архангельским и Холмогорским. 27 декабря 1922 выслан в Нарымский край (Томская губерния) на три года. В начале 1926 возвратился в Архангельск, много занимался устройством ссыльного духовенства.

7 октября 1926 арестован, но вскоре освобожден. В 1927 была арестована его дочь Мария. В 1929 возведен в сан архиепископа и стал управлящим епархиями Северного края — Архангельской, Вологодской, Северно-Двинской и области Коми.

23 января 1932 был арестован за «поддержку контрреволюционного духовенства». Обвинён в том, что «покровительствовал и помогал сосланным в Северный край церковникам», а также в разрешении создать церковный хор, в которой вошло много ссыльного духовенства. Был помещён в городскую тюрьму в одну камеру с семью уголовниками. Вопреки ожиданиям гонителей, уголовники отнеслись к владыке Антонию с уважением. Один из них уступил ему свою койку, которых на восьмерых заключенных было только три. У архиепископа оказалось с собою Евангелие, которое он читал своим сокамерникам, комментируя читаемое. Причем оказалось, что многие из них впервые услышали о Христе Спасителе и Его заповедях.

Отказался признать себя виновным. Также ответил отказом на предложение стать осведомителем. После этого был переведен в другую камеру, где содержался в тяжёлых условиях, вскоре заболел дизентерией и умер в тюремной больнице. Существует рассказ о том, что перед кончиной, когда к нему на короткое время вернулось сознание, он сам прочел себе отходную.

Канонизация Править

Епархиальная комиссия по канонизации посчитала, что он достоин причисления к лику святых, так как, будучи в преклонном возрасте, мужественно переносил все тяготы. Скончался мученически в заключении, нигде — ни на следствии, ни в тюрьме — себя не запятнав, не опорочив.

Священный Синод Русской православной церкви 26 декабря 2006 постановил включить имя владыки Антония в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики